Неделя 13 – 17 мая: ключевые темы газовой повестки от PRO-GAS.RUВ России На минувшей неделе главным событием в газовой сфере стал ажиотаж вокруг проблемы газификации автотранспорта, развернувшийся на самом высоком государственном уровне. Вопрос использования газа в России вышел на новую ступень и обозначил подготовку отечественного автопрома к «газовой реформе». Так, 13 мая глава правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о переводе на газовое топливо не менее 50% общественного транспорта в стране. Сделать это планируется лишь к 2020 году, причем 50% парка перейдет на газ только в городах-миллиониках. В остальных населенных пунктах на газ планируется перевести от 10% до 30% парка. К выполнению этой инициативы Д. Медведев посоветовал приступить немедленно, отметив, что нормативные поправки в законодательство и необходимые акты правительства должны быть подготовлены к концу текущего года. Уже на следующий день, 14 мая, идею развития газомоторного транспорта поддержал Владимир Путин. Он потребовал от кабинета министров оперативно согласовать все спорные моменты и принять необходимые решения для расширения использования газомоторного топлива, а также предложил стимулировать его покупку с помощью льгот и преференций владельцам таких машин (как граждан, так и государственные структуры). В качестве дополнительного экономического стимула для перевода автопарка на газомоторное топливо в Минэнерго предложили обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе. «Газпром» уже выразил готовность принять участие в создании инфраструктуры для развития транспорта на газовом топливе в городах, а также предложил идею по разработке программы утилизации старых автомобилей для граждан в обмен на покупку новых авто, работающих на газомоторном топливе. При этом «Газпром» активизировал деятельность в направлении развития газомоторного топлива и на зарубежных рынках. В частности, концерн договорился о сотрудничестве в сфере использования газа в качестве моторного топлива на территории Вьетнама и Беларуси. К программе «газификации» автотранспорта готова подключиться и «Роснефть». Торопясь занять и здесь свою нишу, компания не только заявила о намерениях выделить до 60 млрд руб. на строительство 1 тысячи газозаправочных станций, но и сообщила о подписании ряда соглашений, направленных на расширение использования газомоторного топлива, в том числе с российской «дочкой» немецкого автоконцерна Volkswagen, с КАМАЗом и РЖД. Со своей стороны отметим, что воплотить в жизнь идею масштабного перехода транспорта на газ будет не просто. Прежде всего, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры. Так сейчас в среднем приходится по четыре заправки на регион. Кроме того, пока недостаточна нормативно-правовая база. В частности, СПГ до сих пор отсутствует в перечне разрешенных видов моторного топлива, а газовые заправки отсутствуют в перечне дорожной инфраструктуры и при их строительстве не предоставляются льготы. Ситуацию значительно осложняют вопросы безопасности. Переход муниципального общественного транспорта на газовое топливо существенно повысит риски несчастных случаев, связанных с неосторожным или неправильным использованием газовых заправочных станций. Наглядной демонстрацией стал недавний взрыв автобуса в Москве, работающего на газовом оборудовании. Поэтому весьма вероятно, что в ходе реализации проекта возможны существенные коррективы, и сроки на переход транспорта на газ будут пересмотрены. Не исключено даже, что данная программа, несмотря на амбиции российских газовых функционеров, будет вообще отменена, так как минусов в ней окажется гораздо больше, нежели плюсов. Что касается компаний, то выиграет от перевода на газомоторное топливо в первую очередь «Газпром», учитывая масштабы присутствия этой госкомпании в регионах. Для концерна это особенно полезно в свете некоторого ослабления позиций на внешних рынках. Тем не менее, возможный рост внутреннего спроса на газ из-за массового перехода транспорта на газ не сможет существенно нивелировать для «Газпрома» последствия сланцевой революции. «Роснефть» продолжает завоевывать газовый рынок. За четыре месяца 2013 года «Роснефть» извлекла 13,8 млрд кубометров природного газа и заняла третье место по объемам добычи газа в России. «Роснефть» достигла таких существенных результатов во многом благодаря объединению усилий с «Итерой». Кроме того, «Роснефть» планирует выкупить газовые активы «АЛРОСА» стоимостью более $1 млрд руб. («Геотранзгаз» и «Уренгойская газовая компания»), что полностью укладывается в стратегию компании по увеличению своей доли на газовом рынке. В «Газпроме» вновь заговорил о привлечении иностранных партнеров к проекту завода СПГ на Дальнем Востоке. Ранее монополия уже хотела привлечь японцев, однако в начале года приняла решение реализовать проект самостоятельно. По всей видимости, такую переменчивость «Газпрома» можно объяснить опасениями, что его опередит «Роснефть», которая также намерена построить завод СПГ, ориентированный на поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион. На минувшей неделе появилась и новая информация, касающаяся долгоиграющего газового конфликта России и Украины. 16 мая в Москве глава «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Украины Юрий Бойко обсудили «актуальные вопросы двустороннего сотрудничества». Стало известно, что Украина готова вести переговоры с Москвой о продаже части своей газотранспортной системы в обмен на снижение цены российского газа. В мире Традиционный газ
Сланцевый газ «Сланцевый» фактор по-прежнему остается на первом месте в повестке дня мировой газовой отрасли.
Между тем, некоторые страны Европы не будут спешить с разведкой сланцевых месторождений. Тем более что последние новости демонстрируют, что на сегодняшний день разработка сланцевого газа в крупных масштабах на европейской территории совершенно бесперспективна. Основные проблемы: нерентабельность и/или высокие экологические риски.
Сжиженный газ
|