партнеры:
PRO-GAS » Ценообразование » Новости Газовой промышленности »

Для наступления «золотого века» СПГ нужны новые правила ценообразования

17.03.2016 |   

Теоретически те дни, когда вводятся в эксплуатацию новые заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ), имеют важнейшее значение для индустрии сжиженного топлива и развития его поставок на энергетически голодные рынки стремительно развивающихся стран Азии.

Но в реальности отрасль находится в ситуации неопределенности. Низкие цены на СПГ мешают проводить многомиллиардные инвестиции и ожидаемый рост спроса на сжиженный газ не может материализоваться в конкретные результаты для развития отрасли. Есть сразу несколько факторов, которые несут угрозу для будущей судьбы индустрии сжиженного газа. Они ставят под сомнение высказанные несколько лет назад утверждения о том, что природный газ и СПГ ждет эпоха «золотого века».

Главным препятствием для развития СПГ в Азии является цена. Помимо того, что цена на газ выше, нежели на конкурирующие виды топлива, она при этом, согласно расчетам, мало способна стимулировать спрос.

Большая часть СПГ поставляется в Азию по ценам, прописанным в долгосрочных контрактах, индексированных по цене на нефть. Это означает, что для цен на СПГ требуется больше времени для того, чтобы приспособиться к изменениям цен на нефть и уголь, тем самым обеспечивая преимущество перед конкурирующими видами топлива при принятии решений о закупках.

По официальным данным, в январе 2016 г. общий объем импорта СПГ в Японии, который включает в себя как долгосрочные, так и спотовые грузы, в среднем обошелся потребителю по цене $7,78 за миллион британских тепловых единиц (БТЕ). Это ниже на 48% по сравнению с тем, что было год назад и превысило уровень падения цен на сырую нефть за тот же период, который составил 34%.

Примечательно, что наиболее сильное снижение цен на нефть наблюдалось в 2014 году, когда они снизились на 48%. Для сравнения, в том же году в Японии цены на СПГ упали всего на 9,9%. Это показывает, что в стране, являющейся крупнейшим в мире импортером сжиженного топлива, ценам на СПГ требуется гораздо больше времени на снижение, чем ценам на нефть.

К примеру, цена на энергетический уголь в порту Ньюкасл в Австралии, крупнейшем угольном терминале в мире, упала на 25,4% в 2014 году и еще на 22% в прошлом году. Однако пока цена на уголь еще не снизилась настолько, насколько это в течение последних двух лет произошло с СПГ в процентном выражении. При этом он по-прежнему обходится намного дешевле, если пересчитать в долларах стоимость производимой энергии. Тонна каменного угля составляет примерно 27 млн БТЕ тепловой энергии и в настоящее время стоит около $51,29. Если брать за основу текущие азиатские спотовые цены на СПГ по $4,50 за млн БТЕ, то производство такого же количества энергии из СПГ будет стоить уже около $121,50. Даже низкосортный уголь, тонна которого может обеспечить более 15 млн БТЕ энергии, обойдется дешевле СПГ. Именно конкурентоспособностью угля можно частично объяснить, почему в Японии импорт энергетического угля вырос в прошлом году на 4,8%, а импорт СПГ упал на 3,9%.

Китайская головоломка

Если Япония - это слабый сюжет для роста спроса на СПГ, то Китай должен стать ярким пятном, особенно учитывая то обстоятельство, что Пекин сделал упор на сокращение использования угля. Но импорт СПГ в Китае также снизился на 1% в прошлом году. Поэтому и в случае с Китаем цена также является мощным фактором.

Импорт СПГ в Китае в декабре прошлого года стоил в среднем $7,64 за млн БТЕ, а импорт трубопроводного газа из Центральной Азии и Мьянмы - в среднем $6,01. Причем этот разрыв увеличился в прошлом месяце, когда стоимость СПГ составила уже $7,32 за млн БТЕ, а цена трубопроводного импорта упала до $5,82, тем самым ухудшив ситуацию для СПГ в Китае.

Важно и то, что правила ценообразования на природный газ в Китае снова работают против СПГ. Причина в том, что здесь образуется большой ценовый лаг по отношению к конкурирующим видам топлива. Китайские цены на природный газ устанавливаются в соответствии с ценой на конкурирующие виды топлива, такие как сжиженный нефтяной газ и мазут. Но поскольку цены на эти товары являются более динамичными, промышленные потребители газа могут найти более дешевые варианты по сравнению с природным газом.

Что касается цен на природный газ, привязанным к нефтяным ценам, то их коррекция происходит с запаздыванием на несколько месяцев. Это означает, что в случае повышения стоимости нефти, потребители природного газа сталкиваются с более высокими ценами, даже если остаются стабильными цены на СПГ. Таким образом, из-за более высоких цен спрос на природный газ может оказаться под давлением, хотя при этом спотовая цена на СПГ в Азии не претерпела больших изменений.

Как считают аналитики консалтинговой компании Energy Aspects, «Китай нуждается в ценах, которые отражают спрос и предложение на газ в стране, но такая реформа кажется весьма отдаленной». По их мнению, спрос на СПГ в Китае будет «дрейфовать».

Становится все более очевидным, что СПГ нужен другой механизм ценообразования, способный стать жизнеспособным в долгосрочной перспективе. Контракты, привязанные к нефти и имеющие ограничительные положения, сделают весьма мало для развития рынка. В то же время должно быть мощное лоббирование, которое поможет получить более благоприятные нормативно-правовые и ценовые режимы в основных потребляющих странах Азии.

Reuters, 29.02.2016

« назад