партнеры:
PRO-GAS » Трубопроводные проекты и транзит газа » Актуальные сюжеты »

"Южный поток" смещается на юг

08.12.2014  |    

Настоящей сенсацией прошлой недели стал отказ России от проекта «Южный поток». Что же стоит за этим решением и насколько оно обосновано?  Давайте попробуем разобраться.

 Владимир Путин в ходе визита в Анкару объявил, что Россия в сложившихся условиях не может строить «Южный поток».  Однако тем, кто затратил колоссальные ресурсы для того, чтобы не допустить реализации этого проекта по доставке российского газа в Юго-восточную Европу в обход Украины, не стоит радоваться. Их главная цель - сохранить зависимость России и ЕС от украинской трубы – фактически не достигнута. Одновременно с отказом от «Южного потока» Россия заключила меморандум с Турцией о том, что поток российского газа для региона пойдет через ее территорию. А это означает, что песенка Украины как транзитера, спета в любом случае. Заблокировав «Южный поток», ЕК просто лишила некоторых участников Евросоюза – Болгарию и Венгрию (а также не входящую в ЕС Сербию) - крупных инвестиций, рабочих мест и транзитных платежей, а Австрию, Венгрию и  Италию - гарантированных поставок газа в долгосрочной перспективе, потому что им теперь придется думать о том, как забрать этот газ от границы Турции.

На все эти выгоды теперь может рассчитывать Анкара, которая будет получать весь необходимый ей газ из России напрямую. Плюс она получит инвестиции в инфраструктуру на своей территории и платежи за транзит до 50 млрд кубометров газа в год (14 млрд кубометров, идущий теперь транзитом через Украину, будут оставаться на турецкой территории). Последний в миг превращает Турцию в мощнейший транзитный коридор, энергомост на пути в Европу, только не с Ближнего Востока и Каспия, как рассчитывали в свое время Анкара и Брюссель, а из России. «Южный газовый коридор» из Азербайджана через Грузию и Турцию в страны ЕС, который для Европейской комиссии является приоритетом №1, через 10 лет будет обеспечивать транспортировку на европейский рынок около 10 млрд кубометров. Россия же фактически предложила создать на границе Турции и Греции хаб по распределению российского газа, который будет распределять не позднее 2020 года в пять раз больше, чем «Южный коридор».

Те, кто говорят, что Россия закрыла дорогостоящий «Южный поток» из-за санкций и падения стоимости нефти или из-за снижения спроса на газ в Европе, плохо понимают суть происходящего. «Южный поток» - это были инвестиции исключительно в безопасность поставок газа в юго-восточную Европу и безопасность почти половины выручки России от поставок газа в страны дальнего зарубежья. В 2013 году через территорию Украины было поставлено транзитом около 84 млрд кубометров газа в Европу и Турцию и еще 2 млрд кубометров в Молдову. Это чуть более 50% всего объема поставок на эти рынки и около 30 млрд долларов экспортной выручки «Газпрома». В этом году объемы транзита снизятся до 60 млрд кубометров, около 42% всего экспортного потока. А ведь основные контракты по поставкам российского газа в Австрию и Италию подписаны до 2035 года. Кроме того, сам транзит через территорию Украины стоит 2,5-3 млрд долларов в год.

Еще один важный момент - состояние украинской газотранспортной системы. Основные транзитные газопроводы («Уренгой-Помары-Ужгород», «Прогресс» и «Союз» были построены в 80-е годы. И именно сейчас они подходят к критическому для труб тех времен сроку эксплуатации в 30 лет. Это означает, что в ближайшие 10 лет газопроводы нужно попросту заменить на новые по всей трассе. По самым грубым прикидкам, система на 60 млрд кубометров в год потребует вложений в размере 12-13 млрд долларов без учета модернизации компрессорных станций. Эта сумма меньше, чем стоимость «Южного потока», но их пришлось бы профинансировать или возместить из тарифа, тем, кто профинансировал все тому же «Газпрому», и при этом сохранить зависимость от транзита через территорию Украины. Так лучше потратить больше, но построить свой газопровод, а за счет половины платежа за транзит (вторую половину должны были получить европейские партнеры) окупить инвестиции.

Газ из «Южного потока» планировалось распределить следующим образом: 2-3 млрд кубометров поставляются непосредственно на рынок Болгарии, еще до 17 млрд кубометров поступают в действующую газотранспортную систему на территории этой страны для доставки в Турцию (до 14 млрд кубометров), Грецию (до 3 млрд кубометров) и незначительных объемов для Македонии. Для остальных 40-45 млрд кубометров строится новая газотранспортная система до границы Сербии с отводами в Хорватию и Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины, затем до Венгрии. В Венгрии поток планировалось разделить. Основная магистраль мощностью 32 млрд кубометров пошла бы в австрийский хаб Баумгаретен, где сдается основной объем газа по российским газовым контрактам в Юго-восточной Европе плюс небольшая нитка через Словению непосредственно на север Италии (впрочем, от нее могли и отказаться в процессе, ограничившись газопроводом отводом для Словении).

Итого общая стоимость инвестиций на море оценивалась в 14 млрд евро, на суше в Европе – в 9 млрд евро. Из этой суммы на 30 июня 2014 года «Газпром» профинансировал около 20 млрд рублей, а уже заключенные контракты на закупку материалов и услуг оценивались в 60 млрд рублей. Инвестиционная программа «Газпрома» на 2014 год предусматривала вложения в совместные компании для строительства газопровода составляло 134 млрд рублей. Большая часть этих денег не была использована. Потерянными можно считать только суммы, затраченные на проектирование морского и сухопутных участков, а также на проведение согласовательных процедур. По нашим оценкам, речь может идти примерно о 500 млн евро, включая возможные неустойки за пересмотр контрактов на закупку труб или трубоукладочные работы. 

При этом весьма вероятно, что уже отгруженные трубы для строительства морского участка вполне могут быть перепроданы компанией-оператором South Stream Transport BV «Газпрому» и впоследствии использованы для реализации проекта газопровода в Турцию.

То же самое можно сказать об инфраструктуре, которая строилась на российской территории для обеспечения поставок газа через «Южный поток». Два новых газопровода от Единой системы газоснабжения до расположенной в районе Анапы компрессорной станции «Русская», плюс реконструкция участка «Петровск-Писаревка». Общая стоимость вложений в эти проекты – 310 млрд рублей за два года, а всего проект был оценен в 750 млрд рублей.

Учитывая эти инвестиции (хотя они служат, в том числе и повышению безопасности газоснабжения южных регионов России), а также стратегическую цель снижения зависимости от транзита через Украину, «Южный поток» не мог быть закрыт российской стороной без появления альтернативного варианта.

Им и стала идея нового газопровода через Черное море в Турцию, по поводу которого «Газпром» и Botas, подписали меморандум, и судя по взаимным заявлениям, готовы в короткие сроки довести это намерение в проектный вид.

Как пояснил, глава «Газпрома» Алексей Миллер речь идет о газопроводной системе, аналогичной «Южному потоку» по мощности (63 млрд кубометров в год). Согласования третьих стран не требуются, так как проект можно реализовать, не выходя из экономической зоны России и Турции. Исследовать трассу вполне реально за несколько месяцев. Если не искать внешнего финансирования, то можно пренебречь международной Оценкой воздействия на окружающую среду и ограничиться национальными экологическими экспертизами (тем более, что уже имеется 10 летний опыт функционирования «Голубого потока»).

А вот дальше возможны нюансы, которые и станут предметом переговоров. Маршрут можно максимально совместить с трассой «Южного потока», но завести трубу прямо в европейскую часть Турции. В этом случае не удастся сэкономить на морском участке, но избежать масштабного строительства на турецкой земле.

Второй вариант – пройти параллельно «Голубому потоку», маршрут которого более чем вдвое короче «Южного», что позволит примерно вдвое (до 7 млрд евро) снизить затраты на дорогостоящую морскую трубу и сократить время поставки труб и строительства. С другой стороны, потребуется новое строительство на суше, протяженностью около 800 км, но его удельная стоимость примерно на 40% меньше, чем по морю (хотя доставляет больше проблем с землеотводами и т.д.). Общая потребность в инвестициях для того, чтобы довести газ до турецко-греческой границы, составит 14-15 млрд евро, что сопоставимо с затратами на морскую часть «Южного потока». Но при этом четверть объемов газа – 14 млрд кубометров газа для Турции и 3 млрд кубометров для Греции мы доставим без дополнительных транзитных платежей Болгарии. Кроме того, можно избежать строительства дополнительной инфраструктуры для транспортировки «турецкого» газа до нынешнего региона потребления – Стамбула.

Дело в том, что Botas совместно с азербайджанской ГНКАР и британской ВР строят Трансанатолийский газопровод  (TANAP) для транспортировки газа с «Шах Дениз-2» в Азербайджане в Турцию и Европу. Линейная часть будет должна быть построена не позднее 2019 года. Проектная мощность трубы – 31 млрд кубометров в год, но запланированные мощности второй фазы «Шах Дениз» всего 16 млрд кубометров, из которых 6 млрд кубометров предназначены Турции и 10 млрд кубометров Европе. Перспективы появления дополнительных экспортных объемов в Азербайджане выглядят довольно туманно, а значит, в Транснанатолийской трубе чудесным образом находится как раз 14-15 млрд кубометров свободной мощности, которой можно достичь за счет ускоренного строительства необходимых компрессорных станций. Конечно, «Газпром» в эту трубу никто не пустит. Но этот газ можно продать Botas на входе в Турцию с взаимовыгодным дисконтом, который позволит турецкой компании с интересом отнестись к вопросу эффективной утилизации мощностей TANAP и убедить в этом своих партнеров.

Это идеальная картина. И чтобы реализовать такой план, предстоит пройти серьезный переговорный и инвестиционный путь. Нельзя сбрасывать и сопутствующие риски. Во-первых, фактор зависимости от Турции, которая может использовать его для получения дополнительных преимуществ по широкому кругу вопросов. Но это, в конечном счете, цена любого сотрудничества и зависимость здесь вполне обоюдная учитывая 60-процентную долю российского газа в турецком балансе. Во-вторых, проблему контрактных обязательств по пунктам сдачи газа потребителям в южной Европе. Те самые долгосрочные контракты с австрийскими и итальянскими компаниями предполагают, что мы «Газпром» будет доставлять газ до австрийского Баумгартена. Речь идет примерно о 30-35 млрд кубометров в год.

Но после того, как истечет действие контракта на транзит через территорию Украины (а российские власти не собираются его продлевать, впрочем, как и украинские на приемлемых для «Газпрома» условиях), вопрос о доставке газа до Баумгартена или смене пункта сдачи встанет так или иначе. Конечно, будет предпринята попытка перенести эту точку на границу России и Украины, но, кажется, что даже самые большие оптимисты не верят в такой сценарий. А, значит, у Италии, Австрии, Венгрии (правда, российские обязательства по поставкам газа в Венгрию истекают уже через год) есть простой выбор – или придумать, как обеспечить доставку газа от границы Греции и Турции, или искать другого поставщика. Чтобы не делать лишние инвестиции строительство третей и четвертой нитки новой трубы через Турцию будет увязано российской стороной с переговорам о переносе точки сдачи газа или условиях реализации проекта по доставке газа из Греции в до Баумгартена или в Италию. Тут возможны различные варианты.

Что имеем в сухом остатке? Мы получаем маршрут доставки газа в Южную Европу в обход Украины, как и хотели, усиливаем свои позиции на растущем турецком рынке газа. Турция реализует свою давнюю мечту по превращению в крупный газотранспортный хаб на пути в Европу. А Европа опять выступает в лучших традициях «унтер-офицерской вдовы,  которая сама себя высекла»: потеряла хороший для своей экономики и энергетической безопасности проект и теперь должна мучительно думать, как с этим счастьем жить.

Уже сейчас из Европы раздаются голоса, что «Южный поток» может и должен быть реализован (канонический сюжет «что имеем не храним, потерявши - плачем»), в том числе, от нового главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. И, несмотря на заявления российского министра энергетики Александра Новака и главы «Газпрома» Алексея Миллера, что проект закрыт окончательно из бесповоротно (просто текущий геополитический момент и абсолютно недостойное поведение Брюсселя в отношении «Южного потока» требовали именно такой жесткости), шансы возродить его есть. Пока есть. Но заявлениями его не использовать, нужны шаги, быстрые и конкретные – выдача всех необходимых разрешений и подписание соглашения о трансграничной инфраструктуре с Россией. Хватит ли у Еврокомиссии политической воли для такого разворота - ключевой вопрос. 

 Варианты строительства нового  газопровода  в Турцию

« назад