партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

Развитие отрасли сланцевого газа в Алжире потребует времени и жестких реформ

10.01.2018 |  

Алжиру необходимо использовать свои запасы сланцевого газа, чтобы компенсировать резкое увеличение потребления энергоресурсов на местном уровне. Но для развития отрасли потребуется время и глубокие реформы государственной энергетической компании.

Эта североафриканская страна является основным поставщиком газа в Европу, но полномасштабный экспорт страдает от задержек с несколькими газовыми проектами и резкого роста использования газа на внутреннем рынке из-за роста населения.

По прогнозам государственной энергетической компании Sonatrach, экспорт газа в Алжире упадет с 57 млрд кубических метров в 2016 году до 54 млрд в 2017 году. За период с 2004 по 2014 годы потребление газа на внутреннем рынке увеличилось более чем в три раза.

Чтобы обратить вспять падение экспорта, Sonatrach начала переговоры с французской Total и итальянской ENI с целью использовать ресурсы сланца, оцениваемые в 22 трлн кубических метров, что является третьим показателем по величине в мире. И хотя иностранные компании не подтверждают эту информацию, в декабре генеральный директор Total говорил, что его компания готова к более активному сотрудничеству с Sonatrach в сфере сланцевого газа.

Переговоры являются частью новой политики, проводимой новым руководителем Sonatrach Абдельмуменом Ульдом Каддуром (Abdelmoumen Ould Kaddour), инженером, прошедшим обучение в США, который вступил в свою должность в марте, чтобы снова выстроить бизнес-процессы в компании, страдавшей от неэффективности, задержек и коррупционных скандалов.

Однако, как считают эксперты, новые проекты в сфере сланцевого газа не произойдут в одночасье, поскольку пока доступны только ограниченные данные геологической разведки. Кроме того, Алжиру необходимо изменить законодательство, чтобы предложить более привлекательные условия для иностранных игроков, которые избирательно относятся к инвестициям в условиях низких цен на энергоносители.

Поэтому основная и нелегкая задача для Ульда Каддура - встряхнуть Sonatrach, но высокопоставленные лица компании, опасающиеся иностранного влияния, могут сопротивляться реформам.

«Алжир должен был начать эксплуатацию сланцевого еще несколько лет назад, но ему не хватило последовательного и скоординированного руководства», - считает глава North Africa Risk Consulting и эксперт по энергетике Алжира Джефф Портер (Geoff Porter). - То, что делает Ульд Каддор, это рискованно, но необходимо. Он хочет разбудить спящую Sonatrach. Но изменения ... могут вызвать некоторую боль. Это может быть потеря престижа для некоторых заинтересованных сторон Sonatrach и некоторых сотрудников».

ДАВЛЕНИЕ

Алжир уклонялся от изменений в своей энергетической отрасли до тех пор, пока европейские покупатели газа не начали задаваться вопросом, следует ли возобновлять контракты, поскольку они опасаются, что Sonatrach может не выполнить свои обязательства. Ожидается, что внутренний спрос на газ будет расти еще больше из-за растущего населения Алжира.

Алжир, газ которого продается в основном в Италию, Испанию и Португалию, является третьим по важности поставщиком газа в Европейский Союз после России и Норвегии. Поэтому любое сокращение поставок из Алжира может увеличить европейскую зависимость от России, которая использовала газ для достижения своих внешнеполитических целей.

Экспорт нефти и газа составляет 56% ВВП Алжира, но с 2014 года он сократился более чем наполовину. Сохранение дешевых цен на газ на внутреннем рынке является важным обстоятельством для правительства, которое хочет сохранить свою модель благосостояния, чтобы препятствовать любому народному недовольству.

«Алжиру нужны экспортные доходы для поддержки государственного бюджета, но отсутствие инвестиций и спад производства являются очень тревожными симптомами», - отметил покупатель алжирского газа в Испании.

Источник во Франции заявил, что снижение производства угрожает способности поддерживать поставки. «Мы внимательно наблюдаем за ситуацией, причем на протяжении уже некоторого времени», - сказал он.

Добыча нефти и газа в Алжире застопорилась из-за задержек в ряде проектов и отсутствия иностранных инвестиций. Например, проекты Touat и Timimoun, которые должны были быть запущены в 2016 году, не будут введены в эксплуатацию даже в 2018 году, сказал Ульд Каддор. Газовое месторождение Reggane является единственным проектом за последние три года.

Но даже если новые месторождения начнут функционировать к 2020 году, Алжир все равно будет поддерживать добычу газа на нынешних 94 млрд кубических метров в год, если он не сможет добиться больших успехов в эксплуатации сланцевого газа, сообщают источники в Sonatrach. По мере того как дешевые запасы истощаются, Алжир рискует стать менее конкурентоспособным, особенно если цена на газ будет привязана к нефти. Сейчас такие сделки непопулярны среди покупателей. Когда нефть высока, а цены на газ на свободно торгуемых европейских рынках низки, покупатели такого газа несут большие потери.

Тенденция в настоящее время заключается в долгосрочных газовых контрактах, в которых цена на газ отражает цены на газ в европейских торговых центрах. Норвегия и Россия переходят к этой модели, но Алжир продвигается медленнее.

В ноябре Франческо Стараче (Francesco Starace), исполнительный директор итальянской компании Enel, заявил, что долгосрочные контракты на газ с компанией Sonatrach начали истекать, и он хотел бы перейти на сделки, не привязанные к ценам на нефть. В знак того, что Sonatrach видит необходимость перемен, источники в компании заявили о введении в будущем более гибких краткосрочных контрактов вместо долгосрочных сделок.

ИЗМЕНЕНИЯ

Ульд Каддур сделал жесткие заявления, предупреждая, что Sonatrach может не выполнить некоторые обязательства клиентов и вызвать недопустимые производственные задержки. Это выглядит еще более необычно, поскольку в такой стране чиновников редко критикуют публично.

Подобные заявления могут подтолкнуть некоторых сотрудников Sonatrach к усилению работы, но они все равно не намерены быстро перейти на добычу дополнительных 30 млрд кубических метров в год, которые можно извлечь из ресурсов сланца.

Во-первых, в стране пока доступна только ограниченная геологическая информация о запасах газа. «Прежде всего, мы должны убедиться, что наша статистика о потенциале верна и мы должны выйти за рамки данных Геологической службы США», - сказал бывший министр энергетики, прося не называть его имя. Это необходимо, чтобы убедить нефтяные компании инвестировать в этот регион, особенно в условиях, когда низкие цены на нефть и газ заставляют компании выбирать только самые прибыльные регионы.

По словам Ульд Каддура, к 2018 году в Алжире должно было появиться новое законодательство, но никакого законопроекта так не появилось, несмотря на годы работы. Проблема актуальна, потому что только четверть из последних трех газовых концессионных раундов привлекли внимание участников торгов.

По мнению источников в Sonatrach, месторождение Ahnet может быть первым для разработки сланцевого газа, но проблема заключается в том, что Алжиру не хватает опыта. «На данный момент сланец эффективно работает только в США, ведь им нужно всего семь дней, чтобы запустить скважину, но нам на это понадобится минимум 70 дней», - сказал один из экспертов.

Глава North Africa Risk Consulting и эксперт по энергетике Алжира Джефф Портер также добавил, что Алжиру необходимо завоевать южные общины, которые устраивали сидячие забастовки в 2014 году, чтобы предотвратить разведку сланцевого газа из-за опасений загрязнения водоснабжения.

Reuters‎, 28.12.2017

« назад