партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

В США грядет вторая сланцевая революция

14.03.2017 |  

Цена на нефть снова падает. После последнего падения стоимость нефти оказалась на уровне ниже $50 за баррель. При этом за падением стоит феноменальная история технического прогресса, которая снова увеличивает объемы нефти, добываемой из американских глинистых пород.

Прошло уже почти 10 лет с начала американской сланцевой революции. По данным американского Управления энергетической информации (US Energy Administration), за это время производство газа из сланцевых пород в стране выросло к начале 2017 году почти с нуля до 50 млрд куб. футов в день. Недорогой и выгодный газ вытесняет уголь из энергетического сектора. Вместо того, чтобы импортировать газ, как многие ожидали, США стали самодостаточными, прежде чем стать экспортером сначала угля, а затем газа, в обоих случаях ослабляя и без того хрупкие мировые рынки.

Сланцевая революция распространилась и на нефть, подняв добычу в США на 3 млн. баррелей в день. Это вынудило саудитов попытаться затопить рынок нефтью в попытке вытеснить с него американских производителей из бизнеса и сохранить свою долю.

Однако падение мировых цен на нефть не возымело ожидаемого эффекта. В США произошло лишь небольшое снижение производства. При этом основное влияние политики Саудовской Аравии оказало на то, чтобы подтолкнуть сланцевую промышленность США к резкому сокращению расходов и техническому прогрессу. Теперь все последствия этого становятся очевидными: идет вторая сланцевая революция.

История впечатляет. Затраты были сокращены до $50, а в некоторых случаях даже ниже этого. Но, самое главное, было найдено больше запасов, особенно нефтяных. Эти факторы послужат краеугольным камнем второй сланцевой революции, и приведет к очередной серьезной трансформации мировых рынков.

После падения в прошлом году производство нефти из сланцевых пород в США вновь увеличивается. Оценки добычи варьируются от 400 000 до 800 000 барр. в сутки. Причем высокие показатели 2017 года не станут разовым явлением. Сланцевая формация Permian Basin в Техасе имеет запасы нефти, превышающие запасы всех крупнейших открытых месторождений в мире, таких как Ghawar в Саудовской Аравии и в Прадхо-Бей (Prudhoe Bay) на Аляске.

Это означает, что до 2020 года мы можем рассчитывать на устойчивое, возможно, ежегодное, увеличение добычи до 800 000 барр. в сутки. Это приведет к тому, что общий объем добычи нефти в США к тому времени возрастет с 9 до 11 млн барр. в сутки. И это при том, что прирост дополнительного спроса во всем мире вряд ли превысит 1 млн барр. в сутки. Дополнительные поставки в США займут львиную долю этого прироста и затруднят сокращение излишков запасов, которые устанавливают потолок цен. Даже если ОПЕК и Россия будут полностью соблюдать систему квот, о которой они договорились, события в Америке перевесят их усилия. В частности, ОПЕК и Саудовская Аравия будут вынуждены идти на новые сокращения для поддержания текущих цен.

С таким ростом на рынок придет и больше газа, который производится параллельно с нефтью. США уже хорошо снабжены газом и немного оправились после падения цен на природный газ до $3 за миллион БТЕ (британских тепловых единиц). На этом ценовом уровне газ будет вытеснять больше угля в энергетическом секторе США, что крайне затрудняет выполнение президентом Дональдом Трампом его предвыборных обещаний по восстановлению угольной промышленности. Увеличение поставок нефти и газа приведет страну к еще большей самодостаточности и меньшей зависимости от импорта. Таким образом, потребность и желание США вмешиваться в конфликты во всем мире будут сокращаться.

Увеличение экспорта газа представляется неизбежным - как для Европы, так и для Азии. Учитывая новые теплые отношения с Японией, возможно и долгосрочное торговое соглашение, касающееся экспорта газа. Но поскольку уже имеется избыток производства, это навредит другим поставщикам. Тем более что по всему миру строятся и вводятся в эксплуатацию все новые проекты по сжижению газа. Рост американского экспорта - это последнее, чего хотят производители газа по всему миру от России до Австралии. Некоторые производители уже сейчас вынуждены пересмотреть существующие контракты, в то время как перспективные проекты СПГ в относительно дорогих районах, таких как восточное Средиземноморье и Восточная Африка, будут отложены.

Таким образом, американская сланцевая революция стала крупнейшим за последнее десятилетие фактором, который влияет на глобальный энергетический бизнес.  Первоначальный скепсис в отношении сланца не оправдался, а цены, устанавливаемые на фоне постоянно возрастающего дефицита и зависимости от нестабильных небезопасных районов добычи, были подорваны. Сейчас эти эффекты, скорее всего, будут продолжены и будут усиливаться технологическими сдвигами.

Предположения о том, что сланцевая революция будет убита циклическим спадом  цен, оказались ошибочными. Вместо этого мы наблюдаем структурный сдвиг с ростом предложения, превышающим спрос. Последствия, особенно для стран, зависящих от высоких цен на экспортные товары, очень серьезны. Чистый эффект - это перераспределение богатства от производителей в пользу потребителей. Мы находимся в течение долгого периода нестабильности, на этот раз обусловленного не недостатком, а избытком.

Financial Times, 13.03.2017

« назад