партнеры:
PRO-GAS » Перспективы газовой отрасли » Интересные публикации »

«Транснефтегаз» как альтернатива нефтяному газпрому

16.11.2016 |  

По мнению директора аналитического департамента компании «Альпари» Александра Разуваева, создание «Нефтяного Газпрома» путем поглощения «Роснефтью» трубопроводной монополии «Транснефть» − наиболее вероятный итог кульбитов с приватизацией «Роснефти». Между тем эксперты заговорили об альтернативной идее глобального слияния - объединении нефте- и газопроводов в единую систему. И если создание «нефтяного газпрома» даст экономике еще одного неповоротливого монстра, то объединение всех труб в одну инфраструктурную систему дает бюджету  синергетический эффект в сотни миллиардов рублей.

«Когда неприкасаемый Игорь Иванович дает команду фас своим гринмейлерам покусать государственные «Транснефть» или «Газпром», цель он имеет всегда одну – укрупнение подконтрольной ему Роснефти. Укрупнение до размера, невозможного для захвата», - рассказывал мне один из чиновников правительства на последнем бизнес-форуме. Действительно, выступая от имени государства, Сечин защищен и от рыночных гринмейлеров и от государственных. В результате государство попадает в ловушку неэффективности. Уволить нельзя содержать. Как альтернатива есть простая в своем решении идея объединения углеводородных труб в общую транспортную систему.

Ноктюрн на флейтах углеводородных труб

В России газопроводы и нефтепроводы существуют отдельно друг от друга. Даже если они тянутся рядом на сотни километров, их проектируют, строят и эксплуатируют разные организации. Создавая месторождения углеводородов, природа не знала, что в России будет «Газпром», которому достанется вся газодобыча и газотранспортная инфраструктура, и не будет создан «Нефтьпром», кому по той же логике должны бы отойти все нефтяные месторождения и нефтепроводы. Природа насоздавала много месторождений, в которых нефть и газ присутствуют вместе, но транспортировать их вместе по рядом проложенным трубам нельзя − «Газпром» ревностно следит, чтобы никто не нарушал его монополию и не строил газопроводы. «Транснефти» эксплуатирует только нефтепроводы и нефтепродуктопроводы.

В результате с нефтегазовых месторождений могут в разные стороны идти две трубы − одна для нефти, другая для газа. Например, нефть с Ванкорского месторождения «Роснефти» поступает в нефтепровод «Самотлор-Пурпе» «Транснефти», ведующий к югу. А газ «Роснефть» сдает в газопровод «Лукойла», ведущий к северу-западу в единую систему «Газпрома». Задача ли нефтяной компании строить магистральные газопроводы?

От Юрубчено-Тохомского месторождения «Роснефти» «Лукойл» газопровод строить не стал, поэтому здесь «Роснефть» с гордостью рапортует о способе утилизации 95% попутного нефтяного газа − немного использовать для производства электроэнергии, а остальное − закачивать обратно в пласт. О масштабах «закачки газа в пласт» можно судить по запасам: извлекаемые запасы Юрубчено-Тохомского месторождения составляют по категории С1 – 64,5 млн тонн нефти, С2 – 172,9 млн тонн, газа (С1+С2) – 387,3 млрд кубометров. То есть газа здесь в полтора раза больше, чем нефти, но он будет «закачиваться в пласт», потому что проложить легкую газовую трубу на тем же опорам, на которых лежат тяжелые нефтяные трубы, нельзя − за газ отвечает «Газпром».

О разделении «Газпрома» на добывающую и транспортную компании речь идет давно. О том, что это соответствует мировым принципам организации конкуренции в топливной сфере и будет выгодно государству, независимым добытчикам газа и потребителям, написаны десятки статей, например, в РБК в октябре прошлого года. Но у России свой особый путь.

Старая идея и мечта Игоря Сечина создаст в нефтяной отрасли все те же проблемы, которые сейчас имеются в газовой: неравноправный доступ к трубе для независимых частных компаний, непрозрачные и нерыночные тарифы на транспортировку, развитие отрасли исходя из интересов одной компании, а не топливного комплекса в целом. Да и преимущества у «Нефтьпрома» будут те же, что и у «Газпрома» − никто не сможет обвинить руководство компании в неэффективной работе, потому что сравнивать этого монстра будет не с чем. И разориться он не может, пребывая в статусе «национального достояния». И пост главы компании практически пожизненный.

А альтернатива …

Инфраструктура просит монополизма. Единая трубопроводная система будет более эффективна, чем две разрозненные и к тому же поделенные фракционно – нефть  и газ. Охранные зоны трубопроводов контролирует одна система Ростехнадзор, и строить и эксплуатировать сможет одна компания.

Единая энергетическая система, единая система нефтепроводов, единая система автомобильных и железных дорог − все эти системы доказали свою эффективность. У нас и на западе. В США с их огромными расстояниями железнодорожный транспорт не получил развития - он создавался как конкурентный, между собой конкурировало несколько частных параллельных железных путей, а автомагистрали строились по единому общегосударственному плану. Зато конкурировали между собой производители авто. Как результат США − страна автомобилей. Зато созданные президентом США Франклином Рузвельтом крупнейшие инфраструктурные госкорпорации работают в США до сих пор. С 1933 годаразвит мощнейший гидроэнергетический кластер, изменивший облик некогда патриархальных аграрных районов юга США. Экономика послевоенной Германии поднялась только благодаря строительству инфраструктуры и сопутствующих объектов по примеру рузвельтовской Америки.

России же создание единой трубопроводной госмонополии − нефте, нефтепродуктовой и газовой (допустим, «Транснефтегаз») – даст колоссальное преимущество.

Напомню, что трубы с нефтью и с нефтепродуктами сначала разделили, а потом жизнь заставила их соединить, и сейчас «Транснефть» мучительно преодолевает последствия, например, в виде десятков коттеджей, возведенных прямо над магистральными трубопроводами с бензином.

Трубе, за исключением некоторых технических деталей, все равно, что у нее внутри, − нефть, солярка или газ. Полноценное освоение месторождений углеводородного сырья, когда в факелах не сгорают миллиарды кубометров попутного газа, когда газ на нефтяных месторождениях, а нефть − на газовых, не закачивается обратно «в пласт», требует одновременного строительства к каждому месторождению нефтяной и газовой трубы. Это сэкономит миллиарды рублей и поможет полностью использовать скудеющий углеводородный потенциал российских месторождений.

Сергей Воробьев, Центр изучения региональных проблем

« назад