«Идеальный шторм» в энергетике накрыл Европу
Европейский Совет - регулярная встреча лидеров 27 стран ЕС состоялся в Брюсселе – прошла в условиях беспрецедентной для последнего времени дискуссии о настоящем и будущем энергетической политики Евросоюза. Главный вопрос – как обеспечить доступность энергоресурсов для граждан и предприятий ЕС по приемлемым ценам, но при этом не навредить экологическим установкам Старого Света, да еще в условиях нарастающей финансово-экономической депрессии в Еврозоне. Уравнение с пятью неизвестными, и это как минимум. Таковым оно осталось и по итогам «встречи в верхах».
С чем объединенная Европа подощла к саммиту 22 мая? Есть видение Еврокомиссии, что все делается правильно, "политика партии" верна, и если бы не "перегибы и недочеты на местах", Евросоюз бы уже въехал в светлое энергетическое будущее. В документах ЕК к саммиту говорится, что стратегические задачи «20-20-20» на 2020 год (снижение выбросов CO2 на 20% к уровню 1990 года, доведение уровня возобновляемых источников в энергобалансе до 20% и повышение энергоэффективности на 20%) выполняются. В частности, по итогам 2011 года выбросы снизились на 16%, доля возобновляемых достигла 13%, потребление энергии уменьшилось на 7% с 2006 года.
Чтобы достичь поставленных целей, по мнению Брюсселя, нужно всего лишь:
- в полном объеме применять правила регулирования на рынках газа и электроэнергии, чтобы в 2014 году единый рынок, наконец, заработал,
- снижать потребление энергии (особенно импортных сырьевых энергоресурсов)
- поддерживать инвестиции в возобновляемые источники энергии и инфраструктуру по их доставке потребителям
- развивать технологии и инновации
На самом же деле тенденции последних лет совершенно иные. Объемы производства энергии из возобновляемых источников снижается, резко уменьшается потребление газа (самого чистого из ископаемых энергоресурсов), зато использование угля выросло с 2009 года на 100 млн т нэ. Причем на прошлый год пришлось 80% этого роста.
Энергопотребление в ЕС, млн тнэ
2003 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012* | |
Нефть | 663,9 | 648,9 | 645,8 | 609,5 | 605,1 | 585,4 | 584 |
Газ | 425,5 | 433 | 441 | 416,9 | 462 | 422 | 414 |
Уголь | 329,9 | 328,7 | 305,4 | 267,8 | 279,6 | 285,5 | 367 |
Атом | 257 | 241,4 | 241,9 | 230,8 | 236,6 | 234 | 216 |
Возобновляемые | 122,7 | 157 | 166,9 | 177 | 176,1 | 170,8 | 170** |
Всего | 1799 | 1809 | 1801 | 1702 | 1759,4 | 1697,7 | 1751 |
*оценка ФНЭБ на основе данных Eurostat за 11 месяцев
Источник: Eurostat
Если же брать изменение энергобаланса ЕС за последние 10 лет, то ситуация выглядит следующим образом: доля возобновляемых источников и угля выросла на 3 процентных пункта, а нефти и атома снизилась (на 4 и 2 процентных пункта соответственно). Газ – без изменений. При этом, по данным австрийского энергетического регулятора, с 2004 года объем субсидий, которые получены инвесторами в возобновляемые источники энергии, составил 600 млрд евро. За прошедшие 10 лет в ЕС было произведено 1,5 млрд тнэ энергии из возобновляемых источников. Субсидии можно грубо оценить в 400 евро на тонну. Для сравнения: тонна нефти в эпоху $100 за баррель стоит около 540 евро, а соответствующий ей объем природного газа по контрактам «Газпрома» с нефтяной привязкой 280-300 евро.
В итоге, чтобы компенсировать экономические потери от субсидирования возобновляемых и при этом удержать цены на электроэнергию, Европа вынуждена больше жечь дешевого угля, к слову, тоже в основном импортного. И снижение выбросов от использования энергии ветра и солнца уравновешивается загрязнением атмосферы повышенными эмиссиями CO2 от угольных станций.
Официальной статистики по тому, как отразился угольный ренессанс в ЕС на уровне парниковых газов, еще нет. Последние данные относятся к 2010 году и они свидетельствуют о том, что после многих лет стабильного падения, выбросы незначительно выросли. Сказалось восстановление экономики после кризиса 2009 года.
Объемы карбоновых эмиссий в ЕС
1990 | 2003 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Выбросы CO2, млн т | 5 583 | 5 172 | 5 078 | 4 974 | 4 609 | 4 720 |
Доля от уровня 1990 года | 92 | 91 | 89 | 83 | 85 |
Источник: Eurostat
Следует ожидать, что тенденция к росту эмиссий в последующие два года сохранилась, учитывая бум потребления угля в странах ЕС и одновременный ценовой коллапс на рынке квот на выброс СО2, который так и не стал эффективным механизмом сдерживания увеличения объемов парниковых газов.
Это одна стороны медали. Другая – потребность отрасли в новых инвестициях, гигантских вложениях в строительство новых мощностей по производству и транспортировке энергии. Сама Еврокомиссия оценила инвестиционные нужды в 1 трлн евро до 2020 года, из них 200 млрд евро нужно вложить в создание газопроводных и электрических интерконнекторов между странами для обеспечения свободных перетоков газа и электричества в ЕС. Кто будет вкладывать такие деньги, когда энергетика уже давно выступает в качестве падчерицы брюссельской политики, не ясно. Вот возьмем для примера проект газопровода из Польши в Литву, который должен соединить Прибалтику с системой газоснабжения остальной Европы. Цена вопроса, по предварительным оценкам, около
Только вот ведь незадача. Европейская энергетическая политика по сути своей антигазовая, что ставит под вопрос будущие инвестиции в добычу, ориентированную на европейские рынки, и в инфраструктуру по доставке газа в ЕС. А если инвестиций не будет, то не будет и энергии, не просто дешевой, а в какой-то момент вообще никакой.
Неудивительно, что накануне заседания Европейского Совета в Брюсселе собрались главы 8 крупнейших газоэнергетических концернов континентальной Европы – GDF Suez, E.ON, RWE, GasTerra, Eni, Enel, Gas Natural Fenosa и Iberdrola – и выступили с открытым воззванием к политическим лидерам Европы. Политика ЕС и некоторых стран-участниц в сфере энергетики «не принесла ожидаемых выгод». Более того, «европейские компании оказались в условиях идеального шторма (то есть, стечения максимального количества неблагоприятных факторов – прим. автора), который угрожает безопасности поставок, ставит под вопрос выполнение задач по переходу к низкоуглеродной экономике и подрывает способность энергоконцернов привлекать капитал».
Энергетические генералы потребовали от Еврокомиссии и глав государств более взвешенной и четкой политики, включающей в себя следующие пункты:
- Улучшенный дизайн рынка, в том числе, скоординированный общеевропейский подход к созданию механизма, в котором все активы, способствующие безопасности поставок европейским потребителям, справедливо вознаграждаются.
- Амбициозные, но реалистичные и стабильные цели по выбросам парниковых газов на период после 2020 года.
- Более устойчивый подход к продвижению возобновляемых источников энергии с тем, чтобы снизить затраты для граждан и обеспечить большее сближение между государствами-членами.
- Укрепление политической основы для запуска инвестиций в перспективные технологии, такие, как накопление энергии, новых возобновляемых источников энергии, улавливание и хранение углерода, интеллектуальных сетей и сланцевого газа.
Эти требования нашли свое отражение в итоговом протоколе саммита. В частности, в мерах по улучшению среды для привлечения инвестиций содержится отказ от экономически или экологически вредных субсидий. Еврокомиссии дано поручение представить эффективные и экономически обоснованные схемы поддержки развития индустрии возобновляемых источников.
Слово «сланцы» было вымарано из текста, хотя ЕК предлагала поддержать развитие этой индустрии, чтобы хотя бы частично компенсировать падение собственной добычи газа в ЕС. Но обтекаемая формулировка, которая все же дает Брюсселю определенные возможности в сфере продвижения этой идеи, в заключении Совета имеется: «Комиссия намерена провести более системную оценку сухопутных и оффшорных ископаемых источников энергии с точки зрения их безопасной, устойчивой и экономически эффективной разработки, в то же время уважая право стран-участниц ЕС самостоятельно определять собственный набор энергоносителей в балансе потребления».
Кроме того, до конца 2013 года лидеры стран Европы намерены рассмотреть вопросы внешней политики Союза в сфере энергетики, в частности «необходимость обеспечить равные условия взаимодействия с третьими странами – поставщиками энергоресурсов». Что в данном случае имеется в виду, не ясно. То ли равные условия доступа на рынок для всех поставщиков (это было бы без сомнения в интересах России, которую Брюссель в последнее время дискриминирует, предпочитая поддерживать любые варианты поставок, кроме российского), то ли равные условия поставок для всех стран ЕС.
Но в целом, похоже, европейские политики не готовы к радикальному пересмотру походов к энергетике. Сейчас это вообще невозможно накануне намеченных на 2014 год выборов в Европарламент и формирования нового состава Еврокомиссии. А, значит, масштабный энергетический кризис в Европе - это лишь вопрос времени. Глава GDF Suez Жерар Местралле, один из инициаторов "письма восьми", в интервью Le Monde завяил, что сейчас предпосылки для блэкаута сильны, как никогда. Так всегда бывает: когда ты решил сделать тюнинг в автомобиле, «прокачал» двигатель, сделал обвес, но при этом испортил систему подачи топлива. Поездить на таком агрегате вряд ли удастся.