партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Интересные публикации »

Инвестиции в плавучие СПГ-проекты как стратегический ход Китая

28.06.2017 |  

Китай планирует вложить почти $7 млрд. в плавучие проекты по производству сжиженного природного газа (FLNG) в Африке, делая ставку на непроверенную технологию в надежде, что энергетические рынки восстановятся к моменту запуска производства в начале 2020-х годов.

Западные банки опасаются подобных проектов из-за депрессивного состояния рынков судоходства и газа, а также технических трудностей, связанных с откачкой газа, добываемого из глубин океана, переводом газа в жидкое состояние на плавучей платформе и доставкой на танкеры для экспорта.

Однако Китай делает стратегический выбор в этом направлении, стремясь стать самым дешевым продавцом комплексных плавучих установок и возглавить глобальное развертывание техники, которая остается в зачаточном состоянии. К настоящему времени реализован только один такой коммерческий проект.

Однако стране нужен газ в качестве более чистой альтернативы углю, способствующему улучшению качества воздуха в городах КНР. Страна уже предоставила $12 млрд проекту «Ямал СПГ» в России, поскольку санкции США отпугивали западные банки. КНР также предоставила почти $4 млрд на три плавучих проекта у побережья Африки. В двух других африканских проектах стоимостью $3 млрд Китай планирует не только обеспечить финансирование, но и построить производственные платформы.

«Мы видим реальную приверженность FLNG в Китае как со стороны строительства, так и со стороны потребления СПГ, когда снижение затрат означает потенциально более дешевый СПГ», - отметил Стив Лоуден (Steve Lowden), председатель компании NewAge, которая разрабатывает проекты FLNG в Республике Конго и Камеруне.

Китай уже доминирует на мировом рынке солнечных панелей и является основным поставщиком угольных электростанций благодаря дешевым деньгам, более дешевой рабочей силе и государственной поддержке. Теперь, когда Пекин реализует проект президент Си Цзиньпина «Один пояс — один путь» по расширению торговых связей между Азией, Африкой и Европой, он обращается к FLNG, чтобы принести высокотехнологичные заказы на свои верфи и создать новые рабочие места. Это является стратегическим приоритетом.

Плавучие СПГ-проекты также привлекательны для африканских стран, которые богаты ресурсами, но обременены долговыми обязательствами. Их стоимость намного меньше стоимости наземных заводов, цена на которые увеличилась в четыре раза за последнее время.

Но это пока теория. Реальность такова, что технология плавучих терминалов остается сложной. Например, принадлежащий Shell проект Prelude FLNG станет крупнейшим плавучим сооружением в мире. Тем не менее, оборудование, находящееся на нем, необходимо будет втиснуть на площадь, которая составляет четверть от той, что потребовалась бы для СПГ-завода на суше. К тому же добавляют трудностей волны и океанские течения.

Проект Prelude FLNG стоимостью $12,6 млрд должен начать работать в Австралии в 2018 году. Он является характерным проектом в ряду тех, которые разрабатывались в эпоху высоких цен на энергоносители. Сейчас спотовые цены на СПГ упали на 70% с начала 2014 года. Как ожидается, они останутся под давлением или упадут еще больше из-за дополнительного предложения с традиционных СПГ-заводов в Австралии и США.

Несмотря на это, некоторые производители и покупатели рассчитывают на то, что перенасыщение закончится в начале следующего десятилетия. Тем не менее, они не хотят фокусироваться на крупных проектах, предпочитая меньшие и более гибкие проекты, такие как в Африке.

Единственный проект FLNG был запущен в Малайзии в прошлом году. Строительство плавучей платформы обошлось в $1,6-1,7 млрд. Банкиры говорят, что это по прежнему слишком дорого, и если китайцы смогут построить платформу за $1 млрд, они станут монополистами на рынке.

СОЗДАННЫЕ ВЕРФИ

В основном новые инвестиции вкладываются в дорогостоящие традиционные заводы по производству СПГ. При этом в этом году появятся только два плавучих производственных проекта в Мозамбике и Экваториальной Гвинее. Оба они в значительной степени поддерживаются китайскими кредитами. К тому же обе платформы строятся на азиатских верфях.

По словам Лоудена, два проекта компании NewAge будут полностью финансироваться китайскими компаниями и будут сооружаться на китайских верфях. «Они более чем способны справиться с такими проектами», - сказал он.

К тому же голландская инженерная компания SBM, а также JGC of Japan будут сотрудничать с китайскими игроками, в том числе China Offshore Oil Engineering & Construction Ltd.

NewAge рассчитывает утвердить оба проекта в следующем году.

Кстати, в прошлом году китайская Wison Offshore & Marine завершила строительство плавучей платформы, но она остается неиспользованной после отмены проекта в Колумбии, для которого он предназначался.

ОЧЕНЬ ГЛУБОКИЕ КАРМАНЫ

Слабое состояние судоходного бизнеса делают его неинтересным для западных источников финансирования. Однако имеющие капиталы китайские игроки считают, что рынок достиг дна и заинтересованы в том, чтобы активизировать кредитование до того, как разворот рынка вверх приведет к росту расходов.

«Разница в том, что в западных банках кредитуют в первую очередь проекты, которые имеют большую ликвидность, а в Китае вкладывают деньги в проекты на дне», - сказал финансист, который консультирует китайских кредиторов по СПГ-сделкам.

В этом месяце китайские банки, включая Промышленно-торговый банк Китая и Банк Китая, выделили около $1,75 млрд для финансирования проекта Coral South FLNG в Мозамбике, сказали банкиры. Напротив, западные коммерческие банки предоставили Coral только $200 млн вместо первоначально предложенных $1,9 млрд, указав на неопределенность в отношении технологии FLNG и кризиса государственного долга в Мозамбике.

Адам Бирн (Adam Byrne), управляющий директор ING Bank, сказал, что китайские кредиторы «действительно имеют очень глубокие карманы». «Если они примут решение, они могут поддержать что-то даже за $1 млрд или $1,5 млрд», - отмечал Бирн в начале этого месяца.

АФРИКА И ПОСЛЕ

Другая крупная африканская сделка КНР в Экваториальной Гвинее, как отмечают банкиры, финансируется Китайской государственной судостроительной корпорацией с кредитом в $1,2 млрд, предназначенными для проекта Fortuna FLNG. Этот проект, который разрабатывается британской Ophir Energy, судоходной фирмой Golar LNG и группой Schlumberger, будет производить 2,2 м           лн тонн СПГ в год и, как ожидается, он будет утвержден в течение нескольких недель.

Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC) также предоставила  в 2015 году $960 млн на проект Golar LNG для первой в истории конверсии обычного танкера СПГ в платформу FLNG, которая будет введена в эксплуатацию в этом году в Камеруне.

Заказы на все перечисленные проекты получили судостроители из Южной Кореи, Сингапура или Японии, но в перспективе именно китайские разработчики способны занять лидирующие позиции в других проектах в Африке и за ее пределами, говорят консультанты и отраслевые источники.

Экваториальная Гвинея рассматривает возможности создания еще двух проектов FLNG, отметил министр нефти, а BP и Kosmos Energy также рассматривают два проекта в водах Сенегала и Мавритании.

В Китае также есть планы по строительству традиционных СПГ-объектов в Африке. Китайский конгломерат Poly-GCL приступил к строительству наземного объекта по производству СПГ в Джибути, который будет экспортировать эфиопский газ в Китай, сообщает сайт Poly-GCL.

Reuters, 26.06.2017

« назад