партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Интересные публикации »

СПГ-проект в Танзании находится в состоянии неопределенности

10.02.2017 |  

Президент Танзании Джон Магуфули (John Magufuli) еще в августе 2016 года приказал чиновникам ускорить работу по предлагаемому терминалу по производству сжиженного природного газа (СПГ). Однако перспективы проекта до сих пор остаются неопределенными на фоне медленного прогресса и сложного процесса принятия решений. В конце января высокопоставленный чиновник компании TPDC сообщал, что правительство надеется заключить в 2018 году так называемое государственное соглашение с международными нефтяными компаниями. В соглашении будут изложены основные условия, на основе которых иностранные компании Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Statoil и Ophir должны будут строить и эксплуатировать завод по производству СПГ стоимостью $30 млрд.

Сроки сооружения терминала СПГ, который считается флагманским проектом, способным преобразовать экономику Танзании, неоднократно сдвигались из-за множества нормативных и эксплуатационных проблем.

Первоначально терминал должен был начать функционировать в начале 2020-х годов. Однако еще в ноябре 2016 года Statoil предупредила, что проект может быть перенесен на 2026 год. В частности, региональный менеджер Statoil в Танзании Ойстейн Михельсен (Oystein Michelsen) говорил тогда, что окончательное инвестиционное решение не будет принято в течение ближайших пяти лет из-за неопределенности по поводу поддержки стабильной инвестиционной среды и местных вопросов собственности. 

Такие заявления являются ударом по усилиям Магуфули ускорить долгожданный проект. Его кабинет уже добился некоторого прогресса в решении вопросов по приобретению земельных участков для завода, но до сих пор не удалось устранить задержки, которые обусловлены опасениями по поводу регулятивных норм и инвестиционного климата. Действительно, некоторые действия президента, в том числе кампания по борьбе с коррупцией, которая бьет по высшим должностным лицам, уже замедлили сложные переговоры с международными нефтяными компаниями.

Экономическая неопределенность в Танзании

Смещение центра экономической политики Магуфули также навредило развитию инвестиционного климата и только усилило осторожность участников рынка. В попытке уменьшить зависимость от иностранной помощи и финансировать амбициозную программу для достижения Танзанией к 2025 году статуса страны со средним уровнем дохода Магуфули ищет $45 млрд новых доходов для финансирования своей амбициозной промышленной стратегии.

По данным прессы, в стране были введены новые налоги на целый ряд отраслей, в том числе для горнодобывающей промышленности, банковского дела, судоходства и телекоммуникаций. Это побудило некоторые иностранные компании пересмотреть свое присутствие в стране. Некоторые компании также сообщали, что на них было оказано давление с целью инвестировать в местные проекты, такие как строительство заводов, которые сами компании считают экономически нецелесообразными.

2 февраля президент заявил, что он усилит репрессии против уклонения от уплаты налогов крупными компаниями, что, как утверждается их представителями, привело к недобросовестным случаях налоговых претензий. В мае 2016 года издание Economist сообщило о том, что одной из иностранной компании было дано 7 дней, чтобы урегулировать претензии в размере $5 млн. Когда же это не удалось сделать, данные средства были выведены непосредственно с ее банковского счета.

Учитывая трудности с налогообложением обширного неформального сектора Танзании, на который, как считает Африканский банк развития, приходится 55% валового внутреннего продукта (ВВП) страны, иностранные инвесторы и крупные компании, скорее всего, будут продолжать сталкиваться с постоянным финансовым давлением со стороны государства. Негативное воздействие на бизнес-климат ситуации с налогами и  изъятием доходов компаний является показателем возросшей неспособности нынешней администрации в полной мере учитывать последствия той политики, которую оно осуществляет.

В данной связи, в январе Международный валютный фонд (МВФ) предупредил в своем докладе, что неопределенность с развитием частного сектора, которую вносит проводимая правительством новая экономическая политика, а также несоблюдение амбициозной стратегии государственных инвестиций, входят в число основных рисков для экономического роста.

Порт Танзании Дар-эс-Саламе, основной центр торговли, связывающий Танзанию со странами восточной Африки, значительно утратил свои позиции в конкурентной борьбе с другими имеющимися в регионе портами, после того, как правительство объявило в 2015 году, что будет применять НДС на отгруженные по суше товары в такие соседние страны как Замбия и Уганда. В неофициальном соглашении с операторами, опубликованном в июне 2016 года, законодатели принудили местные и иностранные телекоммуникационные компании зарегистрироваться на местной бирже. Тот факт, что это решение было принято без каких-либо консультаций с игроками, усиливает опасения по поводу непредсказуемого и закрытого процесса выработки экономической политики.

Неопределенные перспективы СПГ-проекта

Последние действия правительства в экономике делают крайне важным добиться при проведении текущих переговорах гарантий того, что инвестиции будут защищены от будущих изменений государственной политики. Отсутствие здесь подобной ясности и критическое отношение к тому, что происходит в других сферах экономики Танзании, лишь усилило потребность в осторожном и взвешенном подходе.

В декабре 2015 года представители Statoil выразили обеспокоенность в связи с неопределенностью влияния нового нефтяного кодекса, утвержденного несколькими месяцами ранее для существующих контрактов. Это также сделало еще более неопределенной ситуацию по поводу того, когда СПГ-проект может быть завершен. Несмотря на то, что обсуждение проекта началось еще в 2010 году, Танзания, кажется, все больше и больше отстает от своего конкурента - богатого газом Мозамбика. Здесь в декабре 2016 года уже успели одобрить ряд изменений в ключевые контракты, а в этом году надеются принять окончательное решение по экспортному терминалу.

Годы обсуждений и нереализованные обещания об экономических преимуществах зарождающейся газовой промышленности Танзании уже способствовало росту нереалистичных ожиданий среди населения. Например, Восточно-Африканская группа гражданского общества Twaweza заявила в августе 2015 года, что около 17% танзанийцев надеялись на то, что они смогут работать в секторе, а 53% ошибочно думали, что добыча с морских месторождений уже запущена. При этом большинство ожидали, что природный газ обеспечит поставки электроэнергии и улучшит условия жизни.

Международные неправительственные организации, такие как Oxfam, реализовывали проекты по содействию прозрачности в публичном дискурсе вокруг СПГ, но основные проблемы остаются в управлении ожиданиями. В условиях растущей неопределенности по поводу запуска проекта, правительство и промышленный сектор сталкиваются с растущими репутационными рисками из-за тех настроений, которые могут начать укореняться в общественном мнении. Если международные нефтяные компании и правительство начнут восприниматься как неспособные выполнить прошлые обязательства, это может создать еще более спорный климат для инвестиций в нефтегазовый сектор.

Fair Observer‎, 08.02.2017

« назад