партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Новости Газовой промышленности »

Exxon Mobil делает ставку на поставку СПГ в Китай, несмотря на торговую войну

  25.10.2018 |   

В период усугубления китайско-американской торговой войны крупнейшая в мире нефтегазовая компания обращается к Пекину с вопросом ведения бизнеса в то время, как большая часть корпоративной Америки занимается поисками бизнес-возможностей в других регионах, чтобы избежать угрозы введения пошлин.

Exxon Mobil Corp делает большую ставку на растущий спрос на сжиженный природный газ в Китае. Газовая стратегия компании реализуется по двум направлениям: расширение производства СПГ в таких местах, как Папуа-Новая Гвинея и Мозамбик, а также создание спроса на эти поставки в Китае, открыв первый центр импорта и хранения Exxon. Об этом рассказали представители Exxon, знающие о планах компании.

Эта комбинация «гарантирует нам устойчивый выход для большого количества нашего СПГ на протяжении десятилетий», - отметил менеджер Exxon на условиях анонимности. По его словам, одной из главных целей политики компании в этом году является формирование списка клиентов в Китае.

«Спрос на природный газ в Китае растет очень быстрыми темпами: в настоящее время импорт растет на 10% ежегодно благодаря государственной программе газификации и быстрому росту промышленного спроса, в том числе в нефтехимической отрасли», - добавил менеджер Exxon.

В сентябре Exxon заявила, что примет участие в строительстве терминала для импорта СПГ в провинции Хуэйчжоу, провинция Гуандун, и предоставит для него необходимые поставки. Это сделает Exxon Mobil вторым участником с иностранным капиталом в терминале СПГ.

Подобная стратегия дает дополнительную выгоду, помогая Exxon обойти глобальную торговую войну. Крупные проекты СПГ в Папуа-Новой Гвинее и Мозамбике не коснутся введения 10%-ных пошлин, который Китай ввел на американский газ в рамках торговой войны между администрацией Трампа и Пекином.

Джейсон Фиир (Jason Feer), руководитель подразделения бизнес-аналитики в Poten&Partners, который отслеживает продажи СПГ, сказал, что сделка является «признаком того, что Китай готов позволить иностранным игрокам инвестировать в объекты, которые в прошлом считались стратегическими».

Exxon входит в число ведущих американских компаний, которые продвигаются вперед в Китае, несмотря на торговый спор, но он не одинока в своих устремлениях. Например, американские и европейские автопроизводители открывают или расширяют заводы в Китае, чтобы избежать высоких тарифов и транспортных расходов. Так Tesla Inc в этом месяце приобрела участок в Шанхае для строительства комплекса по производству автомобилей и аккумуляторов.

СПГ, поставляемый Exxon, будет иметь преимущество по сравнению с экспортом других американских производителей, которые столкнулись с ростом торговых пошлинн. При этом поддержка Китаем данного проекта является опровержением жалоб администрации Трампа о закрытом рынке этой страны.

Решение о расширении производства СПГ и открытии импортного терминала на одном из самом быстрорастущем рынке сжиженного газа в мире является решением исполнительного директора Exxon Даррена Вудса (Darren Woods), который пытается направить компанию, у которой сильно упала стоимость акций за последние семь лет, на линию увеличения прибыли.

РИСКИ ТОРГОВЫХ ВОЙН

За последние месяцы в государственных СМИ стали появляться новости о том, что Вудс проводит переговоры с премьер-министром Китая Ли Кэцяном (Li Keqiang) о строительстве терминала СПГ и реализации крупного химического проекта в провинции Гуандун. С тех пор как Вудс стал генеральным директором Exxon в прошлом году, он стал все больше подталкивать компанию брать на себя значительные риски, в том числе в сфере торговли энергоресурсами.

Его синхронизация с СПГ является ключевой. В следующем году Китай станет крупнейшим импортером природного газа в мире, а к 2020 году импорт СПГ в Китай, по прогнозам, возрастет до 70%, считает консалтинговая компания SIA Energy.

Exxon пока не называла имя своего партнера по проекту импортного терминала. Однако государственная энергетическая компания Guangdong Yuedian Group сообщила на своем веб-сайте о присоединении к проекту. Британская BP является другим иностранным участником в китайском терминале СПГ.

Многомиллиардные инвестиции по-прежнему сталкиваются с рисками китайско-американского торгового спора. Китай пообещал отреагировать на любые новые пошлины администрации Трампа, которые недавно обвинил Китай в том, что он вмешивается в выборы и пытается нанять американцев, чтобы шпионить за ним. Но остается неясным, каков будет ответ и поставит ли он под угрозу такие соглашения, как деятельность Exxon в Китае.

Помимо терминала СПГ, Exxon получила одобрение для строительства своего первого химического завода в Китае, став одной из двух иностранных компаний, включая немецкую BASF, получившей разрешение на эксплуатацию таких заводов без местного спонсора.

ПРИЗЫВ К НОВЫМ ПРОЕКТАМ

Китай в 2017 году приступил к осуществлению масштабной программы по переводу миллионов домашних хозяйств и заводов с угля на природный газ. Этот решение вдохнуло в отрасль СПГ новую жизнь, которая значительно пострадала от падения цен в период между 2014 и 2017 годами, что вынудило энергетические компании отложить многие СПГ-проекты.

Но с ростом цен на СПГ в этом году крупные производители увеличили инвестиции. В дополнение к Exxon, Royal Dutch Shell в этом месяце дала добро на СПГ-проект LNG Canada стоимостью $31 млрд., который будет экспортировать топливо в основном в Китай.

«Крупные независимые нефтяные компании, такие как Exxon, стремятся занять серьезные позиции в сфере СПГ. Сейчас первые строчки здесь занимают Катар, Восточная Африка и, возможно, некоторые проекты в Северной Америке и Папуа-Новой Гвинее», - считает Саул Кавоник (Saul Kavonic), аналитик по нефти и газу в Credit Suisse.

Exxon и другие производители СПГ также адаптируются к изменению поведения покупателей. В прошлом в СПГ доминировали долгосрочные контракты на поставку, особенно с покупателями из Японии и Южной Кореи, которые могут охватывать несколько десятилетий и в которых покупатель и продавец соглашаются на фиксированный ежемесячный объем по формуле цены, которая обычно привязана к цене на нефть.

Но такой подход претерпевает изменения отчасти потому, что импортеры из Китая либо требуют большей гибкости контрактов, либо просто покупают краткосрочный СПГ на спотовом рынке, когда им это необходимо.

Переход от жестких долгосрочных сделок приводит к тому, что производители торгуют новыми поставками СПГ и предоставляют импортным терминалам большую роль в поощрении спотовых покупок.

«Игроки на рынке сжиженного газа все чаще используют модель портфеля СПГ, в рамках которого поставки напрямую не связаны с конечными потребителями. Причем более 50% контрактов теперь поступают от держателей портфеля, а не от конкретных проектов», - заключил Кавоник из Credit Suisse.

Reuters, 17.10.2018

« назад