партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Новости Газовой промышленности »

ЕС отказался рефинансировать СПГ-проект в Литве

  12.12.2017 |   

Проект Baltic LNG, который активно лоббируется Литвой с 2006 года, отсутствует в списке проектов, получивших общую заинтересованность ЕС через одобрение Европейской комиссией 1 декабря.

Именно в 2006 году Литва впервые предложила Латвии и Эстонии оценить перспективы строительства терминала для импорта СПГ, и, несмотря на отсутствие консенсуса, Литва значительно продвинулась вперед и построила свой первый объект в Клайпеде на Балтийском море.

Литве приходится ежегодно платить $60 млн за аренду плавучего терминала, принадлежащего норвежской компании Hoegh LNG. Для покупки этого судна нет средств, поэтому Вильнюс хочет, чтобы средства предоставил ЕС. За последние годы литовцы неоднократно пытались заставить Брюссель признать терминал как необходимый элемент региональной инфраструктуры.

Литва не смогла договориться с Эстонией и Латвией, несмотря на предлагаемое пакетное соглашение, которое должно было объединить терминал в Клайпеде, терминальный проект по перегрузке СПГ в Эстонии, а также огромное газохранилище, построенное во времена СССР возле местечка Инчукалнс в Литве.

Литовцы очень хотели продавить этот проект и вместе с другими странами Балтии получить рефинансирование ЕС. Но это не сработало, и теперь Литва вынуждена полагаться только на собственные ресурсы, которых у нее нет.

В 2011-2012 годах три прибалтийских государства, когда началась вся история с СПГ и добыча сланцевого газа в Соединенных Штатах, объявили, что в ближайшем будущем они будут строить объекты по регазификации на своей территории для получения СПГ.

По словам Владимира Яковлева, отставного российского политика и бывшего губернатора Санкт-Петербурга, в рамках этого проекта были очень амбициозные планы, и каждая из прибалтийских республик планировала построить по два регазификационных терминала.

После тщательного изучения этой темы сразу же возник вопрос о том, зачем странам Балтии необходимо столько газа, поскольку в этих государствах практически нет промышленности, а для муниципального отопления нет особого смысла транспортировать энергетические ресурсы на такие расстояния.

Объем хранилища природного газа в местечке Инчукалнс такой большой, что он способен хранить запасы в течение года для всех трех стран Балтии. Однако все это «красиво» только на бумаге, потому что на практике проект не нужен ни Латвии, ни Эстонии. К примеру, в Латвии электричество генерируется гидроэлектростанциями, которых в стране достаточно много. Кроме того, в Латвии есть много тепловых электростанций, работающих на угле, а Эстония за последние 10-15 лет построила множество объектов в сфере возобновляемой энергии.

«Все это привело к тому, что тема импорта СПГ легла на плечи президента Литвы Дали Грибаускайте (Dalia Grybauskaite) и ее правительства, в результате чего она совершила много поездок в Латвию и Эстонию, где она убедила руководство негласных государств пойти на уступки и согласиться на литовский проект СПГ», - сказал Яковлев.

В частности, Грибаускайте пригласила Ригу и Таллинн объединить свои силы и предложила им не тратить деньги и не строить у себя регазификационные объекты, а взять за основу терминал СПГ в Эстонии.

«Этот эстонский терминал должен был поставлять газ всем остальным балтийским государствам, но Литва заказала для себя в Норвегии плавучий терминал по газификации на долгосрочную аренду. Однако на практике это привело только к тому, что норвежцы, во-первых, получают серьезные средства от Литвы за аренду этого судна, а во-вторых, по высокой цене снабжают Вильнюс своим СПГ».

На данный момент доля норвежского СПГ в балансе Литвы составляет 60%, а рыночная стоимость такого газа оказалась намного выше, чем отпускные цены «Газпрома». Правительство Грибаускайте надеялось оправдать проект, получив полное рефинансирование от европейских властей, чего, как мы видим, не произошло.

Georgia Today‎, 10.12.2017

« назад