партнеры:
PRO-GAS » Сжиженный газ » Новости Газовой промышленности »

KOGAS, JERA и CNOOC создали альянс, чтобы добиваться гибких СПГ-контрактов

  24.03.2017 |   

Крупнейшие покупатели сжиженного природного газа (СПГ) в мире, все из Азии, объединяются в клубы, чтобы обеспечить более гибкие контракты на поставку. Это переводит власть от производителей к импортерам, так как растет избыток предложения.

В частности, 23 марта Korea Gas Corp (KOGAS) сообщила о подписании меморандума о взаимопонимании с японской JERA и China National Offshore Oil Corp (CNOOC) для обмена информацией и «сотрудничества в совместных закупках СПГ».

Вместе эти три компании покупают треть мирового производства СПГ, что дает им крепкие позиции для того, чтобы бросить вызов ограничительным условиям контрактов, которые были финансово невыгодны покупателям.

Клубы влиятельных покупателей, как правило, не заметны на товарных рынках, где есть такие производители, как Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которые обладают властью, позволяющей обеспечивать соблюдение производственных квот для управления ценами.

До 2014 года болезненный период высоких цен на СПГ заставлял азиатских импортеров с трудом бороться с потерями потери, что  и привело к первым переговорам между Индией, Японией, Южной Кореей, Китаем и Тайванем о совместных закупках. С тех пор было создано несколько совместных сделок по покупке СПГ. Между тем, ни одна из них даже близко не приблизилась к масштабу последнего соглашения, которая впервые объединила столь крупнейших игроков.

Согласно соглашению между KOGAS, JERA и CNOOC, покупатели будут получать уступки от производителей в виде гибкости поставок, например, право перепродавать СПГ третьим сторонам, что не разрешено делать в настоящее время в рамках так называемых ограничений по месту назначения. «Мы создали платформу для обмена, обсуждения и решения наших общих проблем, таких как традиционная практика ведения бизнеса в сфере СПГ, включая ограничения по месту назначения», - сказал представитель JERA Ацуо Саваки (Atsuo Sawaki).

Альянс трех крупных покупателей окажет давление на таких экспортеров как Катар, Австралия и Малайзия. Они предпочитают, чтобы клиенты были привязаны к контрактам с фиксированными поставками, которые работают в течение десятилетий и заставляют покупателей брать фиксированные объемы ежемесячных объемов независимо от спроса, без права перепродавать избыточные поставки другим конечным пользователям.

«РЫНОЧНЫЙ КРЮК»

Подписанию соглашения помог тот факт, что власть, которой обладает ОПЕК, не имеет себе равных в мире сырьевых товаров. Попытки создать орган в стиле ОПЕК в рамках Форума стран-экспортеров газа не смогли добиться успеха, поскольку рынок газа и СПГ является в отличие от нефтяного рынка более фрагментированным.

Рынок СПГ претерпевает огромные изменения, поскольку крупнейший поток новых поставок поступает в основном из Австралии и США.

Важно, что в результате соглашения могут претерпеть изменения не только новые сделки, но даже существующие, что может ударить по крупнейшему в мире мировому производителю СПГ в лице Катара, так как многие его среднесрочные контракты с Японией начинают истекать примерно с 2023 года.

Более того, как сообщают отраслевые источники, соглашение позволяет учитывать покупательские предпочтения каждой компании - KOGAS в основном покупает СПГ на зиму, CNOOC для лета, а JERA для обоих сезонов, что открывает возможности для обмена грузами.

«Гибкость становится критически важной для покупателей СПГ ... поскольку рост мощности солнечной энергетики сделает потребление СПГ более сезонным», - говорит Керри Энн Шанкс, руководитель отдела исследований СПГ для Азиатско-Тихоокеанского региона в Wood Mackenzie.

ДАВЛЕНИЕ НА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

По данным Thomson Reuters, в результате нового производства глобальная мощность СПГ превысила 300 млн. тонн в год. При этом в 2016 году было продано только около 268 млн. тонн СПГ. Это помогло снизить азиатские цены на СПГ более чем на 70% до $5,65 за миллион британских тепловых единиц (mmBtu).

Это также предоставило импортерам больше поставщиков на выбор и позволило им оказывать давление на таких крупных производителей как Royal Dutch Shell, Chevron, ExxonMobil и Woodside Petroleum с целью предоставить им более гибкие условия по контрактам.

Действия формирующих картели компаний сложно оспорить во Всемирной торговой организации, которая не имеет правил относительно антиконкурентного поведения и регулирует торговые отношения между странами-членами. Правда, правила ВТО обязывают государственные предприятия торговать на коммерческих и недискриминационных условиях.

Томас Котье (Thomas Cottier), профессор права и старший научный сотрудник Института мировой торговли при университете Берна, заявил, что альянс СПГ-импортеров может одновременно соответствовать и не соответствовать правилам ВТО.

Например, «если правительства прямо или косвенно участвуют в ВТО, они могут нарушать правила государственной торговли или вводить запрет на поощрение добровольных ограничений на экспорт. Однако поведение частных компаний является предметом внутреннего антимонопольного законодательства и не подпадает под действия законодательства ВТО». При этом, даже если такие поставщики СПГ как Катар, Россия или Австралия и могут попробовать начать разбирательства в ВТО, некоторые другие крупные производители газа, такие как Иран и Туркменистан, не являются членами ВТО и поэтому не имеют права рассматривать там свои жалобы.

Reuters, 23.03.2017

« назад