партнеры:
PRO-GAS » Газ как топливо » Интересные публикации »

Внимание энергетических гигантов концентрируется на природном газе

17.09.2016 |  

Столкнувшись с новым энергетическим ландшафтом, Shell и др. крупные игроки делают большую ставку на природный газ.

Автозаправочная станция для грузовиков Royal Dutch Shell в гавани Роттердама Waalhaven в Нидерландах не является обычной заправкой. Наряду с дизельным топливом здесь имеются топливные баки со специальной насадкой для перекачки сжиженного природного газа. Пока это эксперимент, который, по прогнозам Shell, поможет компании оставаться лидером при постоянно меняющихся тенденциях в области потребления энергии.

СПГ-заправка Shell в Waalhaven и других местах - только часть большой стратегии по созданию новых рынков сбыта для растущей компании в сфере природного газа и укреплению своих конкурентных позиций.

Shell является наиболее активным игроком среди международных нефтяных компаний, занимающихся СПГ как топливом. Сейчас все крупные нефтяные компании обращают все больше внимания на природный газ, стремясь выиграть борьбу за позиции на рынке в ожидании того, что газ станет в течение ближайших 20 лет наиболее быстро растущим ископаемым топливом в мире. Это должно произойти во многом благодаря ужесточению экологических стандартов по всему миру, которые дают газу преимущество по сравнению с другими видами ископаемого топлива.

В настоящее время на долю природного газа приходится около половины производства большинства крупнейших мировых нефтяных компаний, и, как ожидается, в ближайшие годы она только увеличится. Французская Total SA планирует увеличить мощности по производству СПГ на 50% к 2020 году. Британская BP PLC ожидает, что к концу десятилетия примерно 60% ее продукции будет приходиться на газ, по сравнению с 44% в первой половине этого года. По оценкам итальянской Eni SpA, около 70% ресурсов, которые компания намерена разработать в течение ближайших 4-х лет с новых проектов, будет приходиться на газ.

Но позиции Shell являются лидирующими на рынке СПГ как транспортного топлива. Приобретение BG Group в начале этого года позволило Shell поставить газ в центр своего бизнеса, а также укрепить позиции в качестве крупнейшего независимого производителя и маркетолога сжиженного природного газа.

Немаловажно, что такая масштабная ставка на природный газ происходит в трудное время на рынке, несмотря на радужные прогнозы роста. Цены на природный газ по-прежнему тесно привязаны к ценам на нефть, которые резко снизились в течение последних двух лет. А рынок СПГ уже страдает от перенасыщения, хотя волна новых поставок еще не началась. По данным Bank of America Merrill Lynch, запуск СПГ-проектов в Австралии и США добавят 135 млн тонн в год к 2020 году, что увеличит предложение на мировом рынке на 50%. В то же время, спрос на таких традиционных рынках, как Япония и Южная Корея, остается на прежнем уровне или даже снижается, в основном из-за неблагоприятной экономической конъюнктуры. Все эти факторы являются обнадеживающими для Shell и ее коллег, чтобы пересмотреть свои бизнес-модели.

Вместо того, чтобы сосредоточиться на простой добыче природного газа для последующей его продажи по долгосрочным контрактам, крупные нефтяные компании все чаще стремятся развивать новые газовые рынки. Они это делают за счет инвестиций в импортные терминалы и другие объекты инфраструктуры, необходимой для более широкого распространения топлива. Такой подход похож на стратегию их нефтяных подразделений, которые ищут нефть, добывают и перерабатывают ее, а затем продают потребителям на АЗС.

«Им необходимо стать более изобретательнее, чтобы создать спрос, - говорит старший аналитик Bernstein Research Нил Беверидж (Neil Beveridge). - В условиях избытка предложения побеждает тот, у кого уже есть позиция на рынке. Поэтому энергетические гиганты делают все, чтобы создать позиции в сфере природного газа».

К примеру, французская Total ведет переговоры с Кот-д'Ивуар, Марокко и Индонезией о создании инфраструктуры для импорта СПГ. Этому способствуют новые технологии, которые позволяют развивающимся странам выходить на рынок с гораздо меньшими затратами. В некоторых случаях Total даже думает об инвестициях в электростанции, чтобы стимулировать спрос в новых регионах.

«В настоящее время существует огромное количество инноваций – технических, коммерческих и изменений в бизнес-моделях, - говорит президент газового дивизиона Total Лоран Вивье (Laurent Vivier). - На данный момент открыто окно невероятных возможностей».

Shell активно занялась лоббированием в правительствах разных стран, демонстрируя экологические преимущества природного газа по сравнению с углем и нефтью. Компания тесно сотрудничала с правительством Иорданией при разработке планов по строительству новой инфраструктуры для импорта СПГ. Когда в 2015 г. в Иордании открылся СПГ-терминал, Shell стала основным поставщиком. В августе компания подписала соглашение о поставке СПГ в Гибралтар, которое включает в себя и строительство инфраструктуры.

Интерес Shell к Иордании подчеркивает роль развивающихся стран в росте спроса на природный газ, так как им требуется дешевое топливо. В этом году основными драйверами спроса на СПГ были Иордания, Пакистан и Египет. По прогнозам Wood Mackenzie, в течение следующего десятилетия новые импортеры СПГ увеличат мировой спрос на 16% или на 40 млн т в год.

«Произошел сдвиг тенденции, - говорит Фрэнк Харрис (Frank Harris), глава Wood Mackenzie по глобальному консалтинга СПГ. - Потенциал развивающихся рынков все больше привлекает внимание нефтяных компаний. Еще три года назад компании были готовы уступить конкурентам целый ряд развивающихся стран».

В то время как Shell стремится выйти на новые рынки природного газа географически, компания также пытается занять место на рождающемся рынке СПГ как транспортного топлива. Сейчас у нее есть заправочные СПГ-станции для грузовиков в США и Нидерландах. Правда, в этом году ей пришлось закрыть две такие заправки в Канаде, во многом из-за слабого спроса. Но компания заявляет, что по-прежнему видит в этой технологии большие возможности.

Shell также нацелена на рынок морских перевозок в надежде, что новое регулирование и новые экологические стандарты заставят большее число грузоотправителей перейти на использование СПГ в качестве топлива. В частности, Международная морская организация планирует значительно ужесточить нормы выбросов к концу десятилетия.

Кроме того, Shell разрабатывает планы по заправке барж сжиженным топливом в Роттердаме и заправке кораблей с грузовиков в Сингапуре к 2018 году. В начале этого года Shell подписала соглашение с Carnival Corp. о поставке СПГ в некоторые порты для заправки двух круизных лайнеров. К концу 2020 г. Shell намерена создать в судоходной отрасли почти глобальную сеть поставок СПГ-топлива.

Но у роста рынка СПГ как транспортного топлива есть серьезное препятствие - нехватка топливозаправочных комплексов в портах и на дорогах.

«Это займет больше времени», - говорит Мартен Ветселар (Maarten Wetselaar), глава газового подразделения Shell, но освоение потенциальных рынков станет «большой наградой» за приложенные усилия.

Wall Street Journal‎, 13.09.2016

« назад