партнеры:
PRO-GAS » Газ как топливо » Актуальные сюжеты »

Репортаж с Московского газоперерабатывающего завода

04.02.2014  |    

Московский газоперерабатывающий завод (МГПЗ) – уникальное предприятие. Он создавался для обеспечения надежности газоснабжения Москвы в период пиковых нагрузок. Еще во время Великой Отечественной войны, с 1941 года  в Саратовской области была начата добыча природного газа. 

Газовый фонтан на скважине Елшанского газового месторождения. Саратовская область. Февраль 1945 г. Фото Кулешова

Источник: «Газпром» http://www.gazprom.ru/press/gallery/history/saratov-moscow/

Для поставок в Москву с 1944 по 1946 год был построен газопровод протяженностью 843 км, диаметром 325 мм. Он стал первым магистральным газопроводом страны.  

Схема газопровода «Саратов-Москва»

Источник: «Газпром»  http://www.gazprom.ru/about/history/events/60years/

Проблема заключалась в том, что газопровод «Саратов-Москва»  к 1950-м годам перестал справляться с нагрузками в зимний период. Если летом его мощности было достаточно для удовлетворения спроса столицы, то зимой, тепловые электростанции потребляли больше «голубого топлива»  и поставок по газопроводу было уже недостаточно. Для решения этой проблемы необходимо было построить предприятие, которое смогло бы накапливать газ в период снижения спроса и закачивать его в газотранспортную сеть в период возрастающего спроса. 23 марта 1953 года Совет Министров издал распоряжение о строительстве Московского газоперерабатывающего завода.

В 1954 году завод начал работу. Предприятие первым в стране освоило процесс сжижения метана. Производя СПГ и закачивая его в хранилища, завод и выполнял функцию сглаживания пиков потребления газа. Когда спрос возрастал, МГПЗ производил регазификацию сжиженного газа и направлял сырье в газопровод.

По мере развития газотранспортной системы московского региона и роста потребления в Москве, МГПЗ потерял свое значение как инструмент сглаживания пиков. В 1960-е годы завод расширил ассортимент своих продуктов. В частности в 1960-1963 годы на заводе была проведена масштабная модернизация. Благодаря этому МГПЗ смог перерабатывать весь газ поступающий по газопроводу «Саратов-Москва». Газ саратовских месторождений имел в своем составе высокое содержание гелия. Поэтому одним из направлений работы МГПЗ стало выделение гелия. Освоение данного процесса являлось стратегической задачей для государства, так как гелий используется в области космических исследований, полупроводникой техники и других наукоемких областях. Именно эти направления в 60-е годы развивались в СССР форсированными темпами.

МГПЗ являлся площадкой для разработки новых технологий и внедрения уникальной аппаратуры. Именно на московском заводе в 1975 году впервые в стране было освоено промышленное производство гелия марки «А» с содержанием основного вещества 99,995%, a в настоящее время завод уже обеспечивает потребителей необходимыми количествами гелия газообразного высокой чистоты «6.0»  с объемной долей 99,9999. МГПЗ производит также широкий ассортимент промышленных газов. Однако наиболее перспективным направлением работы завода является производство газомоторного топлива.

В 1983 году в структуре МГПЗ была построена первая в Москве Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция. Она получила соответствующее название АГНКС №1. Именно с этой станции началось развитие газомоторного топлива в СССР. Станция построена по проекту АГНКС-500, т.е. она может заправлять 500 автомобилей в сутки. Основная задача АГНКС производство компримированного газа (сжатого, КПГ) и заправка им автотранспорта. Для этого к станции подведен газопровод по которому топливо поступает на компрессорную станцию.

Газопровод, снабжающий компрессорные установки АГНКС №1.

При строительстве АГНКС №1 было установлено итальянское оборудование. А другие советские АГНКС уже строящиеся по примеру станции МГПЗ создавались на основе отечественного оборудования компании «Борец». Недавно на АГНКС №1 прошла модернизация, в ходе которого компрессорная станция получила новое оборудование ведущих мировых производителей: итальянских, немецких, голландских.

КПГ с компрессорной станции поступает на заправочные колонки. Газ по давлением 250 кг/см2. может быть закачан в легковые, грузовые автомобили, использующих его в качестве топлива, а также в передвижные автозаправщики.

На АГНКС №1 помимо заправки КПГ (метан) производится продажа сжиженных углеводородных газов (СУГ) - пропан-бутановая смесь. Для этого на заправочной станции выделено 3 колонки. СУГ привозят на АГНКС газовозы. АГНКС производит продажу газомоторного топлива 24 часа в сутки.

Еще одним уникальным объектом АГНКС №1 является установка производства сжиженного природного газа, а также специализированный заправочный пункт.

Установка является первым подобным объектом в нашей стране. При этом она является экспериментальной. Из-за этого она энергозатратна и мало производительна. Расчетная производительность установки СПГ - 22 т/сут.

Установка по сжижению газа.

Вид с другой стороны

Технологическая схема установки предполагает заправку СПГ в криогенные газовозы. Для этого построена специальная площадка-весы, на который должен заехать газовоз и подсоединить криогенный рукав в цистерне.

В настоящее время установка СПГ, хотя и находится в рабочем состоянии, не действует. Помимо малоэффективности, основной причиной является отсутствие спроса на СПГ. Однако власти Московской области обсуждают возможность газификации отдаленных  от газопровода населенных пунктов используя СПГ. Если такое решение будет принято, то мощности будут вновь востребованы.


Бак для хранения СПГ

Впрочем из-за слабого развития газомоторного топлива в России мощности компрессорной станции АГНКС №1 также не востребованные в полном объеме. Загруженность равна 10-20% от установленной мощности. Но с каждым годом автомобилей на газу становится все больше, а значит, растет и спрос. Распространение газомоторного транспорта порождает и развитие и заправочных комплексов. И АГНКС №1 вновь может стать фундаментом для развития отрасли, так как ПАГЗы, заправленные на АГНКС смогут снабжать заправочные станции не подключенные к газопроводу.

« назад