Украинский газовый сериал: смотрите новый сезон


15.09.2015

С приближением зимы тема газоснабжения Украины возвращается на традиционное для последних лет центральное место в СМИ не только России и Украины, но и Европы. Украина - все еще крупнейший маршрут для транзита российского газа в Европу и Турцию. В текущем году через ее территорию прошло примерно 40% российского газа, поступившего на рынок ЕС, и 42% российского газа, экспортированного в Турцию. Есть даже страны, вообще зависящие от украинского транзита на 100% - это Болгария и Молдова.

Все прекрасно понимают, что если Украина будет замерзать, гарантировать неприкосновенность транзитных объемов предстоящей зимой не сможет никто. Это, правда, не мешает руководству Еврокомиссии твердить о привлекательности и безопасности украинского маршрута. В это никто, впрочем, не верит, но положение, как говорится, обязывает.

На этом фоне прошла очередная встреча вице-президента Еврокомиссии по энергетическому союзу Мароша Шевчовича  с министром энергетики России Александром Новаком и председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Мероприятие символично состоялось в столице Австрии, буквально в нескольких километрах от основного для юго-восточной Европы и транзитного потока идущего через Украину газового хаба Баумгартен. Из него российский газ поставляется не только на австрийский рынок, но и в Италию, Словению, Хорватию и даже Венгрию. Ежегодный объем можно оценить в 40 млрд кубометров, большая часть которого предназначена для крупнейшего в регионе итальянского рынка.

Смысл встречи по версии Брюсселя - согласовать параметры очередного трехстороннего соглашения Россия-ЕС-Украина, которое позволит Украине покупать необходимый ей газ и тем самым обезопасить транзит известной доли российского газа европейским потребителям.

Итоги беседы, во всяком случае, по официальным заявлениям, выглядят вполне обнадеживающими. Российская сторона еще раз пообещала поставлять газ на Украину в течение зимы по ценам, сопоставимым с ценами для соседних стран. Уровень цен и возможной скидки не озвучен по причине того, что цена газа на первый квартал следующего года неизвестна - определится она только в соответствии с динамикой цен на нефть до конца текущего года. Не исключен даже такой сценарий, что цена по украинскому контракту и так будет ниже цен на газ в соседних странах.

Впрочем, этим летом установление конкурентоспособной цены не привело к должному заполнению украинских подземных хранилищ. Несмотря на то, что на протяжении второго и третьего квартала цена газа по российскому контракту была и остается на 10-15% ниже цены реверсных поставок, украинские власти предпочитают закупки у европейских трейдеров.  Зимой ситуация иная, реверсных мощностей, даже при относительно мягкой зиме, не хватит чтобы полностью покрывать пики. Есть также большая вероятность, что цена реверсного газа будет отличаться от газпромовской гораздо сильнее чем летом.

Еврокомиссия вновь пообещала профинансировать закупки газа Украиной, по крайней мере, на сумму в 500 млн долларов, которые пойдут на закупку газа у «Газпрома». Декларируется, что эти деньги пойдут на приобретение дополнительных 2 млрд кубометров для закачки в ПХГ. До окончания сезона закачки осталось чуть больше месяца. И если в ближайшие 2 недели деньги поступят на Украину, а затем оперативно будут перечислены «Газпрому», то успеть до начала отопительного сезона можно. Но нужно поторопиться.

Мы оцениваем чистые потребности Украины в импортном газе в предстоящий отопительный сезон в 15-21 млрд кубометров газа. Около 7 млрд кубометров Украина уже закачала в ПХГ. Получается дефицит в 8-14 млрд кубометров. Обеспечить их поставку с технической точки зрения для «Газпрома» не представляет особого труда. Ситуация гораздо проще чем несколько лет назад благодаря вводу «Северного потока», с одной стороны, и обвалу потребления газа на Украине – с другой. Только экстремальная погодная ситуация в конце зимы на Украине и юго-восточной Европе одновременно с пиком суточного потребления на фоне опустошенных хранилищ и полным прекращением реверса способно создать проблемы.

Проблема в другом – в деньгах. Стоимость необходимого объема топлива при нынешнем уровне цен – от 2 до 3,5 млрд долларов. Обещанные Еврокомиссией деньги, если все пойдет гладко и без сюрпризов со стороны Киева и банков, бремя облегчают, но несильно. Сможет ли «Нафтогаз Украины» собирать достаточно денег с потребителей, чтобы оплачивать текущие поставки и обслуживать кредиты, или придется просить новые займы для закупки топлива?

Поживем-увидим. Но то, что впереди у нас будет очередная зима с заметным украинским транзитным акцентом, это и к гадалке не ходи.