Пекин укрепился «Силой Сибири»


22.05.2014

Pro-Gaz не мог остаться в стороне от изучения долгожданного газового контракта между Россией и Китаем. Оперативный анализ договора- в нашем материале 

Официальный визит президента России Владимира Путина в КНР, который прошел на фоне беспрецедентного за последние четверть века охлаждения отношений между Москвой и Западом, все же завершился газовой сделкой века. «Газпром» и CNPC, а, точнее, руководители двух стран, поскольку на высшем уровне газовые консультации продолжались (по некоторым данным) много дольше времени, отведенного на официальные мероприятия в рамках визита, в итоге смогли прийти к взаимовыгодному компромиссу в этой сфере.

Контракт подписан на 30 лет с момента начала поставок, которое ожидается в 2019 году. «На полке» годовой объем поставок составит 38 млрд кубометров, что в сумме дает более 1 трлн кубометров за время действия договора. Это крупнейший контракт на поставку газа из имеющихся в портфеле «Газпрома», а выход на «полку» поставит Китай вровень с главным на сегодняшний день импортером российского газа – Германией.

По словам главы «Газпрома» Алексея Миллера, стоимость контракта оценивается в 400 млрд долларов. Базовую цену газа, так называемое P-нулевое, которая фиксируется как цена первого года поставок, а затем учитывается при дальнейшем ценообразовании по формуле, привязанной к динамике стоимости корзины нефтепродуктов, он назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну.

Впрочем, исходя из примерного объема поставок в течение 30 лет, которые по нашим оценкам составят 1,025-1,04 трлн кубометров газа, речь идет о цене 380-390 долларов за тыс кубометров. То есть, как и анонсировала российская сторона, соответствует уровню средней цены поставок в Европу.

Договоренности с Китаем по «большому газу» дались очень нелегко. Контракт планировался как гвоздь программы первого «стратегического» дня официального визита президента России Владимира Путина в КНР.  Несмотря на то, что последние несколько дней перед встречей глав государств переговоры на уровне руководителей компаний шли чуть ли не в круглосуточном режиме, найти взаимовыгодный компромисс не удалось. СМИ даже поспешили сообщить, что подписать контракт в ходе этого визита не удалось и не удастся.

По всей видимости, Китай решил по максимуму использовать политические и энергетические противоречия России и Запада в своих интересах, выбив приличную (или, правильнее сказать, неприличную) скидку у «Газпрома», а российская сторона, несмотря на ощутимое желание утереть нос европейским партнерам, проявила достаточно выдержки, чтобы не сделать этого в ущерб своим экономическим интересам. Иначе стоило ли так долго сопротивляться – переговоры по поставкам трубопроводного газа между «Газпромом» и CNPC длятся уже добрых 8 лет.

Но после встречи на высшем уровне переговорный процесс не только возобновился, но и по итогам многочасового марафона привел к парафированию условий контракта глубокой китайской ночью. После чего его торжественное подписание втиснули в график Владимира Путина и Си Цзиньпина.

Что получает от этого контракта российская сторона? Во-первых, это пример органической диверсификации экспортного портфеля, когда «Газпром» получает нового крупного клиента для развития добычи в новых регионах. Ресурсной базой для выполнения контрактных обязательств будут служить Чаяндинское месторождение в Якутии (1,3 трлн кубометров газа запасов), Ковыктинское месторождение в Иркутской области (2,5 трлн кубометров), небольшие месторождения в этих регионах, в том числе находящиеся у других производителей, а также объемы должным образом подготовленного к транспортировке попутного нефтяного газа с нефтяных месторождений в Восточной Сибири. Возможности этой ресурсной базы вполне могут обеспечить и 60-70 млрд кубометров газа в год, поэтому мы не исключаем в скором времени пересмотра объема поставок в Китай по восточному маршруту в сторону увеличения. Разработку газовой залежи Чаяндинского месторождения, которое станет первым в очереди на китайском направлении «Газпром» в прошлом году был вынужден приостановить до достижения договоренностей с основным покупателем. Теперь эти работы, очевидно, будут возобновлены.

Во-вторых, это строительство газотранспортной инфраструктуры. Газопровод от Чаянды до пункта сдачи газа на границе с КНР в районе Благовещенска Амурской области имеет протяженность около 3200 км.  А его строительство позволит запустить проекты газификации в Якутии и Амурской областях, затем в Иркутской области и возможно в Забайкалье. Кроме того, в Белогорске, до сдачи газа китайскому покупателю планируется строительство мощного газоперерабатывающего завода (мощностью до 60 млрд кубометров в год), где из газа будут выделяться ценные компоненты товарный гелий и этан. Этан станет затем сырьевой базой для газохимического комплекса, строительство которого там же не промышленной площадке в Белогорске рассматривает «Сибур» Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона.

Стоимость строительство инфраструктуры первой очереди на территории России оценивается в 55 млрд долларов. По нашим оценкам, из этой суммы 13 млрд долларов – на  добычу, 18 млрд долларов на переработку и 23 млрд долларов – на транспортную инфраструктуру. При этом китайская сторона, обязалась предоставить финансирование строительства газопровода в виде аванса в размере 25 млрд долларов.

С финансовой точки зрения «Газпром» получил новый источник экспортной выручки – около 12-14 млрд долларов в год, то есть 20-25% от суммы, которую компания получает от поставок в Европу и Турцию. При этом нельзя говорить о конкуренции этих двух направлений. Поставки в Китай по восточному маршруту – это органическая диверсификация никак не ослабляющая возможности России по поставкам газа в европейском направлении.

Но и говорить, что Китай прогадал, тоже язык не поворачивается. Пекин получил супер надежного поставщика трубопроводного газа, который готов продавать газ по вполне приемлемой цене, понимая при этом, что альтернативы у КНР не предвидится. Северо-Восточные регионы Китая являются одновременно весьма промышленно-развитыми, и в то же время самыми энергетически отсталыми в стране. Сюда не доходит ни центрально-азиатский газ, который и так от границы с Казахстаном должен преодолеть около 4 тыс километров по территории самого Китая, ни СПГ, который столь дорог, что потребляется непосредственно в районе действия регазификационного терминала и все равно очень существенно субсидируется.

К примеру, в 2013 году  импортировал 18 млн т СПГ (это около 24 млрд кубометров газа) на сумму 10,6 млрд долларов. То есть, средняя цена составила 444 доллара за тыс кубометров газа, что уже сейчас примерно на 15% выше базовой цены, согласованной с «Газпромом». При этом следует учесть, что в этом объеме СПГ есть контракты, подписанные 10 лет назад, когда цены на нефть и газ были на принципиально ином, более низком уровне. А новые объемы Китай импортирует по ценам соответствующим рынку в Азиатско-Тихоокеанском регионе – от 600 долларов за тыс кубометров и выше.

 Импорт СПГ в Китай в 2012-2013 годах

  2012 2013
Объем, млн т 14,69 18,02
Стоимость, млрд долларов в год 8,23 10,63
Цена за тонну 560 590
Цена за тыс кубометров 421 444

 

 Источник: China General Administration of Customs

 

Найти газ по более низкой цене, чем ему предложил «Газпром», для своего Северо-Востока Китай не мог в принципе. А значит, вопрос заключался лишь в готовности китайской стороны инвестировать газификацию этих районов, в том числе переводить с угля на газ теплоэнергетику. С точки зрения, экологии – вопрос давно назрел. Проблема смога характерная для китайских городов с началом каждого отопительного сезона принимала свойства гуманитарной и экологической катастрофы. Оставались экономические основания. Понятно, что электроэнергия из домашнего угля гораздо дешевле чем из импортного газа. И для перехода нужны меры поддержки инвестиций и шаги по изменению системы ценообразования на газ, тепло и электроэнергию, производимые из газа.

Если проблема ценообразования на газ на китайском рынке была отчасти решена по итогам прошлогодней реформы (все новые объемы газа теперь продаются промышленным потребителям по цене дизеля минус 15% и, таким образом, привязаны к рыночной стоимости нефтепродуктов), то цены на электроэнергию и тепло все еще жестко регулируются. Впрочем, до появления значительных объемов газа в энергетическом балансе северо-востока у пекинских властей есть еще несколько лет, чтобы подготовить и осуществить переход к ценам, который позволит рентабельно продавать электроэнергию из газа (или найти механизм субсидирования).