Назло рекордам


01.09.2013

Давний друг нашего сайта Алексей Мастепанов в День работников нефтяной и газовой промышленности размышляет о текущем уровне добычи углеводородов в РФ, поставленных недавно рекордах  и задумывается о перспективах добычного сегмента

Летом довольно шумно обсуждали поставленный Россией рекорд суточной нефтедобычи за последние двадцать пять лет. Действительно по итогам июня добыча нефти в России составила 10,53 миллиона баррелей в сутки, что стало рекордом аж с 1988 года. Но чтобы лучше понять, что состоит за этими цифрами, давайте посмотрим добычу нефти в стране в динамике за последние пол года, причём,  в более привычных для нас показателях – тыс. т в месяц (табл.)                           

Динамика добычи нефти с газовым конденсатом в России, тыс. т

 

  январь февраль март апрель май июнь итого, первое полугодие
2013 г. 44 186,4 39 939,0 44 256,5 42 835,5 44 328,1 43 082,8 258 628,3
2012 г. 43 753,0 40 901,6 43 740,6 42 220,1 43 681,8 42 188,7 256 485,8

 

Источник: данные официального сайта Минэнерго России                                                  

Как видим, картина получается несколько иной: и в этом году, и в прошлом были месяцы, когда добыча была выше, чем в июне 2013 г.

Поэтому я бы не увлекался «игрой в цифирки»:  и отрасли, и России в целом нужны не рекорды, а стабильная, надёжная работа нефтяников, всего нефтегазового комплекса страны.

А достаточно устойчивый рост добычи нефти в последние полтора года вызван целым рядом факторов, таких как:

   ·  высокие мировые цены на нефть, 

   · рост добычи газового конденсата в ОАО «Газпром», 

   · рост объёмов эксплуатационного бурения, 

   · ввод новых нефтяных скважин в эксплуатацию и освоение новых месторождений, в том числе -  завершение крупномасштабных проектов в области добычи  и транспортировки углеводородов (это Верхнечонское месторождение, где за  2012 г. добыча нефти увеличилась на 40%; это Ванкорское месторождение, где в 2012 г. добыча выросла на 22%; это ввод в эксплуатацию второй очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО),  и другие проекты).

15 июля этого года Минприроды впервые официально раскрыло запасы нефти и газа в России в соответствии  с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 569 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 210".  Как заявил  Министр природных ресурсов Донской, запасы нефти в России, по данным на 1 января 2012 г., составляют 17,8 млрд. т по категории A+B+C1 (извлекаемые), по С2 — 10,9 млрд. т.

Однако если в количественном отношении ресурсная база нефтяной промышленности России смотрится достаточно привлекательно, то с точки зрения её качества ситуация далеко не так однозначна:

   · в общем балансе запасов нефти велика доля трудноизвлекаемых запасов (ТИЗ), которая  продолжает расти;

   · практически все разрабатываемые месторождения характеризуются высокой степенью выработанности разведанных запасов – более 60%, уровень обводненности добычи превышает 80%, а  третичные и четвертичные методы увеличения нефтеотдачи (МУН) практически не применяются;

   · прирост запасов в последние годы из-за  хронического недоинвестирования недропользователями ГРР  происходит в значительной мере  за счёт переоценки и увеличения текущих значений КИН на разрабатываемых месторождениях, а не в результате поискового бурения и открытия новых крупных месторождений;

   · с отставаниями  ведётся выполнение Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (причины отставания банальны – существенное отклонение фактического финансирования работ от запланированного и влияние инфляции на объёмы производства этих работ. Даже устойчиво высокие мировые цены на нефть не изменили эту ситуацию);

   · минимальный объём работ ведётся в России  и по направлению «нетрадиционные ресурсы углеводородов».

Поэтому для сохранения наметившегося в последние годы положительного  тренда с приростами запасов нефти и её добычей нужны всё большие средства, поскольку значительная часть неразведанных ресурсов находятся в регионах со сложными геологическими условиями и слабо развитой транспортной инфраструктурой, прежде всего, в Восточной Сибири и на шельфе арктических морей. А в «нефтянке» даже сегодня, несмотря на благоприятную конъюнктуру цен на мировых рынках, сохраняется дефицит инвестиционных ресурсов в силу высокой налоговой нагрузки на предприятия отрасли.

Современная специализация России в мировом разделении труда – ТЭК. Значение России как ресурсной кладовой для мировой энергетики и экономики трудно переоценить. Однако сам факт обладания ресурсами ещё не означает их эффективного и разумного использования. Недостаточно владеть ресурсными кладовыми, гораздо важнее создать условия, чтобы ресурсный потенциал страны работал на развитие и модернизацию её экономики и энергетики, обеспечивая переход на инновационный путь развития страны.   

Ресурсы, в частности – минерально-сырьевая база нефтегазового комплекса, являются естественным конкурентным преимуществом национального хозяйства и промышленного сектора России, донором российской экономики, обеспечивающим её развитие и переход на новый технологический уклад.  Углеводородные ресурсы в ближайшие десятилетия (до 2030-2040 гг.) останутся основой мирового энергопотребления, что в целом будет благоприятствовать развитию российской экономики. Поэтому ставка на традиционные энергоисточники и методы хозяйствования в течение ближайших полутора-двух десятилетий ещё сохранится, но уже не сработает в более отдалённой перспективе.  В  условиях вступления  мировой экономики и энергетики в новую фазу своего развития, в долгосрочной перспективе (за пределами 2040-2050 гг.) спрос на сырьё и традиционные энергоносители – основу специализации России в мире – будет, по всей вероятности,  расти всё медленнее, затем стагнировать, а затем и вовсе снижаться.

Кроме того, новые технологии и технические решения обеспечили эффективную добычу углеводородов из нетрадиционных источников – сланцевого газа и метана угольных пластов, тяжёлой и высоковязкой нефть, нефти из природных битумов и сланцев, что не только увеличивает ресурсы этих энергоносителей, но и кардинально меняет геополитическую ситуацию в мире. В частности, это может повлиять на дальнейшее развитие мировых энергетических рынков и существенным образом изменить «расстановку сил» и деление государств на страны-экспортёры и страны-импортёры.

Таким образом, опираясь на своё естественное конкурентное преимущество, Россия должна успеть за  ближайшие десятилетия таким образом преобразовать свою экономику и энергетику, чтобы создать конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий, обеспечивающих, в том числе, глубокую переработку углеводородного сырья и создание новой продукции с высокой добавленной стоимостью.

Кроме того, в предстоящие десятилетия для России одной из основных угроз будет даже не возможный спад добычи углеводородов, а её технологическое отставание не только от признанных мировых технологических лидеров  (США, стран ЕС, Японии, Израиля, Р. Корея и др.), но и от быстро набирающих силу новых экономических гигантов

(Китая, Индии, Бразилии и др.) – отставание, которое грозит снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.

Более того, даже в  ТЭК  различные подотрасли нефтегазового комплекса испытывают сегодня, хотя и в разной степени, нехватку не только современных технологий, но и по-настоящему прорывных, инновационных стратегий долгосрочного развития. Будущее российского нефтегазового комплекса, конкурентоспособность его продукции на мировом рынке во многом будут зависеть от того, насколько отечественной науке и российским компаниям удастся продвинуться в создании технологий эффективного освоения углеводородных ресурсов арктического шельфа и ресурсов нетрадиционных источников нефти и газа, принципиально новых технологий дальнего транспорта природного газа и др.

В этой связи необходимо признать высшим приоритетом энергетической политики России в части развития нефтегазовой отрасли создание отечественных технологий, обеспечивающих значительное снижение издержек производства по всей «цепочке» – добыча, подготовка, транспорт и распределение нефти и газа. Без дешёвых углеводородов (в частности, без дешёвого газа – источника энергии и сырья для газохимии) Россия потеряет свои конкурентные преимущества, что, в свою очередь, грозит возможностью вызвать в стране длительную экономическую рецессию и масштабный политический кризис.

Что же касается сравнения России  с Саудовской Аравией, то надо понимать, что в этой стране добыча нефти сдерживается, чтобы удерживать высокие цены на нефть на мировом рынке. А существующие мощности позволяют Саудовской Аравии добывать до 600-750 млн. т нефти в год (12,3 – 15,3 млн. барр./сут.). Отметим, что даже в сверхоптимистичном Сценарии с высокими ценами на нефть (вариант «С» Прогноза долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, принятого весной 2013 г. правительством РФ), в котором, как намечается,   добыча нефти будет осуществляться с учётом интенсивного освоения действующих и новых месторождений за счёт повышения эффективности их использования, добыча нефти в 2020 году возрастёт до 524 млн. тонн и к 2030 году достигнет 535 млн. тонн.

Вот сами и сравнивайте, кто и почему «впереди планеты всей»!