«Главным «недостатком» газомоторного топлива является то, что его нельзя украсть»


17.06.2013

Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа. Однако несмотря на экологические и экономические преимущества газа  в качестве газомоторного топлива в нашей стране он широко не применяется. Сейчас ситуация меняется. Государство заявило о намерениях развивать это направление и создавать стимулы для частных инвестиций. О проблемах и перспективах внедрения газомоторного топлива на транспорте www.pro-gas.ru рассказал исполнительный директор НГА Евгений Пронин.

Имеется расхождение в оценках самого понятия газомоторное топливо. Под ним понимают и метан в сжиженном или компримированном виде, и СУГи, и иногда дизельное топливо, произведенное из газа (GTL). Сейчас у нас преимущественно развито использование на транспорте СУГ.

У специалистов никаких расхождений в понимании нет. Основные газовые виды моторного топлива, имеющиеся в коммерческой реализации в России в настоящее время, включают в себя сжиженный углеводородный газ (СУГ – пропан-бутановые смеси), компримированный и сжиженный природный газ (КПГ и СПГ). Все остальные виды топлива - биометан, водород и его смеси, диметиловый эфир, спирты, синтетические жидкие топлива, электричество (без контактной сети) и т.д. – пока можно рассматривать как научные или политические альтернативы бензину и дизельному топливу.

Среди коммерческих газовых видов топлива наибольшим спросом у автомобилистов России сегодня пользуется сжиженный углеводородный газ (СУГ) – пропан-бутановые смеси. По данным Всемирной ассоциации автомобильного СУГ, его потребление в России составляет около 2 миллионов тонн в год. Заправочная сеть насчитывает более 1700 АГЗС. А АГНКС, где можно заправиться природным газом в России пока только две с половиной сотни. Слабое развитие заправочной сети сдерживает рост парка газовых машин и спрос на КПГ и СПГ. И все же будущее за природным газом. Об этом свидетельствует мировой опыт. В 2010 году природный газ стал лидером рынка альтернативных видов моторного топлива: спрос на КПГ/СПГ составил 34,3 млн. ТУТ, а на СУГ – 33,2 млн. ТУТ.

Каков вообще должен быть выбор России в этой сфере?

Выбор моторного топлива для России должен основываться на прагматичных предпосылках: нормативно-правовая основа, ресурсная база, экологическая безопасность, экономическая целесообразность, производственно-розничная инфраструктура, промышленная база. Только комплексное рассмотрение этих аспектов позволит принять обоснованное решение о том, где и какое топливо применять.

В какой пропорции нужно развивать тот или иной вид газомоторного топлива и почему?

Нужно подходить к проблеме опять же с прагматической точки зрения. Нужно развивать потребление всех видов топлива, но только там и в таких пропорциях, где это целесообразно. Если сегодня, например, в Бурятии нет природного газа, то как же там переводить на это топливо транспорт? Это с географической и ресурсной точки зрения. С точки зрения сегментов потребления: практически для всех видов и классов транспортных средств определились свои наиболее оптимальные виды альтернативного топлива. Для морских и речных судов, самолетов, локомотивов, магистральных тягачей, например, – это, как правило, сжиженный природный газ; для городских грузовых и пассажирских перевозок, тракторов – компримированный метан; для легковых автомобилей, для автобусов, грузовиков малой и средней мощности – пропан. Региональный, муниципальный или корпоративный баланс моторного топлива должен соответствовать структуре парка транспортной техники.

Какие преимущества и недостатки?

Максимальным набором преимуществ, подтвержденных многолетней практикой эксплуатации, обладает только природный газ. В нем одновременно сочетаются многие достоинства: он чище, дешевле, безопаснее и технологичнее всех остальных известных видов моторного топлива; запасы его больше; гамма применения метана намного шире; он менее чувствителен к колебаниям температуры окружающей среды; природный газ может быть получен из возобновляемых источников; воздействие природного газа на двигатель автомобиля более щадящее, чем нефтяных видов топлива. Сравнивая различные виды топлива, необходимо рассматривать эти преимущества в комплексе, а не по отдельным показателям.

Есть у КПГ и СПГ и недостатки. Точнее, не у самого природного газа, а у его окружения. Недостаточно развита инфраструктура заправки, переоборудования транспортных средств и технического обслуживания газовой техники; устарели национальные нормативные документы; отсутствуют эффективные меры стимулирования; нет конкретных программ по регионам и отраслям; нет единого координационного центра; практически прекратила существование отечественная газомоторная промышленность; российская криогеника не отстала только от тех, у кого её вообще нет. Но эти недостатки преодолимы. В 2013 году Правительство обратило на газомоторное топливо такое пристальное внимание, что впору говорить о газовой революции на транспорте России. За рубежом с нетерпением и опасением смотрят на эти изменения. С одной стороны: когда же откроется колоссальный рынок для всей гаммы оборудования и технологий. С другой: не ждет ли очередную волну газификации транспорта та же судьба, что и многие национальные проекты?

До сих пор противники использования природного газа в качестве моторного топлива используют отжившие аргументы о якобы имеющих место недостатках: снижении коммерческой грузоподъемности автомобиля, сокращении полезного объема, падении мощности двигателя, запахе в салоне, регулярных взрывах. Статистика показывает: всё это сказки некомпетентных или недобросовестных людей. Главным «недостатком» природного газа для нечистоплотных критиков по-прежнему остается то, что его нельзя украсть.

Какова экономика различных проектов?

Экономия затрат на топливо при переходе на газ составляет минимум 60%. Её можно посчитать для любого класса автомобилей.

Например, при текущих ценах на нефтяное топливо и цене на КПГ = 10 руб./куб. м, а также показателях: годовой пробег (км) / расход топлива (л*100 км) годовая экономия (руб.) составит:

для легкового автомобиля = 5 400 руб. (5 000 км / 6 л) и 21 600 руб. при 20 000 км;

для автобуса = 441 000 руб. (70 000 км / 35 л);

для грузовика = 810 000 руб. (100 000 км / 45 л).

Дополнительные затраты на переоборудование автомобиля или приобретение газового в заводском исполнении окупаются за 8 – 24 месяца.

Во сколько она обойдется бюджету, каков необходимый объем частных инвестиций? 

До 2020 года построить минимум пять тысяч газовых заправочных постов: 3700 для КПГ и 1300 для СПГ. Большинство из них должны быть интегрированы в традиционные АЗС. При этом 90 % средств следует привлечь из внебюджетных источников.

Медведев Д.А. 3 июня подписал постановление правительства, обязывающее АЗС продавать потребителям газомоторное топливо. Смогут ли собственники АЗС выполнить это постановление?

С учетом географических и ресурсных особенностей постановление может быть выполнено. У нас, к сожалению, существует многовековая практика административного саботажа: если чиновнику не нравится поручение, он найдет способы сорвать его выполнение. Один из таких способов: доведение исполнения команды до абсурда. Тогда благое намерение обращается во вред.

Станет ли газомоторное топливо настолько же доступным, как и жидкие топлива?

Для этого нужно развивать газозаправочную сеть. Европейский союз считает, что минимальной плотности сети можно достичь при размещении заправок КПГ на удалении 150 км друг от друга, а для СПГ – 400 км. Это соответствует минимальному пробегу легковых газовых автомобилей на одной заправке. У тяжелой техники – автобусов и грузовиков – он доходит до 1000 км.

Выгодно ли действующим заправкам внедрять продажу газомоторного топлива? Рентабельно ли это?

При формировании определенных экономических условий. Построить АЗС и заправлять на ней один автомобиль тоже невыгодно. По расчетам ООО "Газпром ВНИИГАЗ" рентабельный уровень обеспечивается при загрузке станции (поста) на уровне 30% от проектной производительности.

В какие сроки АЗС смогут обеспечить доступ к газомоторному топливу (установить необходимое оборудование для заправки газом?)

При планомерной работе на минимальный уровень можно выйти за три – четыре года.

Кто является основным бенефициаром (выгодоприобретателем) масштабного внедрения газомоторного топлива? «Газпром»?

Основную пользу от газификации транспорта получат жители России. Окружающая среда должна стать безопаснее; темпы роста тарифов на транспорт должны замедлиться; бюджетные затраты и дотации на топливо должны сократиться; себестоимости жилья (на стройку все привозят на автомобиле) и сельскохозяйственной продукции (дорогое дизельное топливо – основа механизации на селе) должны снизиться; поступления от дополнительного экспорта нефти должны пополнить бюджет. Открывается возможность частичного решения проблем Северного завоза; создания тысячи новых рабочих мест; роста отчислений в пенсионный фонд.

Выгоду также получат ученые; владельцы и операторы топливозаправочных сетей; производители автомобилей, локомотивов, судов, двигателей, средств автоматизации и связи; машиностроители; металлурги; криогенная промышленность; транспортные компании; строители; почтовики; медики; сельхозтоваропроизводители; связисты и IT-компании; военные; ну, и, конечно, газовики.

Почему эту тему столь активно продвигают первые лица страны: Путин и Медведев? Почему именно сейчас удалось вывести ее на высший уровень, хотя преимущества – экономические и экологические - газа над бензином и дизелем давно известны?

Во-первых, созрела критическая масса знаний, опыта и воли, которая и привела к началу газовой революции на транспорте России. Во-вторых, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива принесет плоды всей стране в социальной, экономической и производственной сферах.

О каких объемах замещения идет речь, например, при реализации постановления правительства о переводе 50 % общественного транспорта на газомоторное топливо? Какие объемы газа потребуются для его выполнения? Вообще реалистична ли поставленная задача?

До 2020 года на строительство пяти тысяч газовых заправочных постов может потребоваться от 100 до 300 миллиардов рублей внебюджетных средств. Это при условии, что будут строиться исключительно новые станции. Но ведь основа сети уже создана. Суммарная установленная мощность АГНКС составляет 2 миллиарда кубических метров в год. Часть станций, вероятно, будет закрыта или перепрофилирована. Часть нуждается в модернизации. Но основа уже есть.

Примерно столько же средств нужно на обновление подвижного состава. К этому времени нужно выйти на минимальный уровень потребления КПГ и СПГ в 3,5 миллиарда кубических метров в год. В ценах 2013 года аккумулированная выручка от продажи природного газа транспорту с 2014 по 2020 год может составить 160 миллиардов рублей.

Виктор Зубков и Александр Новак предлагают поддерживать переход на газомоторное топливо, распространив на газовые автомобили программу утилизации и освободив такой транспорт от налогов. Насколько действенны такие меры и будут ли они приняты?

Во многих странах мира действуют меры стимулирования и меры принуждения. Это – нормальный, сбалансированный подход. Нужно сокращать налоги, пошлины, сборы; ликвидировать административные барьеры; предлагать льготы участникам рынка. Для всего этого нужен эффективный государственный механизм контроля. Пока такого механизма нет.

Не окажется ли так, что после масштабного перевода автомобилей на газовое топливо его стоимость сильно повысится и использование сравнится с бензином по затратам на километр пути?

Такой сценарий развития газомоторного рынка в России маловероятен. Даже в странах, импортирующих природный газ, он в среднем на АГНКС стоит примерно 50 % от стоимости дизельного топлива.

Насколько распространен опыт использования газомоторного топлива в мире? Много ли автомобилей на газе в Европе и США? Какие там есть проблемы и как их решают?

Мировой парк автомобилей на природном газе насчитывает 18 миллионов машин. Общий спрос на него значительно превышает 30 миллиардов кубических метров в год. В Европе на метане работают примерно 1,7 миллиона машин. В 2012 году в них заправлено 3,4 миллиарда кубических метров газа. В Италии примерно 800 тысяч газовых машин. На Украине - 480 тысяч, в Узбекистане – 300 тысяч, в Германии – около 100 тысяч. 90 тысяч в России. Потенциал европейского газомоторного рынка к 2030 году оценивается примерно в 40 – 45 миллиардов кубических метров природного газа в год. В Америке на метане работают примерно 100 тысяч машин, а годовой спрос на него составляет примерно 1 млрд. кубических метров. Парк автомобилей на природном газе в Китае и в Индии по 1,5 миллиона единиц.

Проблемы, сдерживающие развитие рынка, и пути их решения во многом одинаковые: развитие сети заправок, введение мер государственной поддержки, модернизация нормативно-правовой базы, формирование благоприятного инвестиционного климата, внедрение новых технологий.

Есть ли в мире опыт создания специализированного транспорта на газе или же всегда создаются бензиновые (дизельные) версии, а потом переводятся на газ?

Основная тенденция развития рынка заключается в том, что газовый автомобиль изначально создается в расчете на метан как основное топливо. Логика прогресса такова, что при создании газового двигателя берется бензиновый или дизельный вариант. Однако сектор переоборудования в процессе эксплуатации пока еще преобладает. Он сокращается по мере развития заводского производства газовых машин, но еще долго будет оставаться значимым.

Каковы современные тенденции развития газомоторного рынка?

Прошедшие в Гётеборге с 11 по 13 июня 2013 года выставка и конференция по проблемам газификации транспорта выявили следующие тенденции. Продолжается рост числа компаний, осваивающих выпуск сосудов высокого давления, криогенных баков и компрессорного оборудования. Пока не отмечено каких-либо технологических прорывов. Заправочные комплексы становятся все миниатюрнее с учетом их интеграции в действующие АГНКС. Продолжается расширение спектра газовых автомобилей заводского производства всех классов: легковые, грузовые, автобусы. Все больше потребителей готовы покупать технику на СПГ. Бункеровка морских и речных судов сжиженным природным газом открывает пути для формирования нового специализированного сегмента рынка с большим объемом потребления и высокой финансовой и научно-производственной емкостью. Европейский Союз впервые стал участвовать в финансировании проектов, связанных с газификацией транспорта. Кроме того, все активнее ведется работа по гармонизации национальных регламентирующих документов в области производства и использования природного газа в качестве моторного топлива.

Что нужно сделать в сфере производства техники, работающей на газе? Достаточны ли уже задекларированные планы автопроизводителей? Нужно ли подключать программы стимулирования импорта газомоторных автомобилей?

Для реализации этих планов необходимо стимулировать не только импорт газовых автомобилей, комплектующих, компрессорного оборудования, баллонов, криогенного оборудования, но и развивать отечественное производство. Для этого необходимы научные разработки, подготовка инженеров и конструкторов, обучение чиновников, создание производств, привлечение инвесторов.

Тема газомоторного топлива обросла предрассудками и мифами. Один из главных – безопасность автомобиля на природном газе. Часто можно услышать, что газовый баллон в автомобиле может детонировать даже при незначительном ДТП. Правда ли это? Насколько безопасны автомобили на газе с точки зрения потенциальных аварий?

Услышать об этом можно, действительно, достаточно часто. Только это совершенно не соответствует действительности. Пропановые, бензиновые и дизельные машины горят намного чаще. В мае в Москве разрушился баллон КПГ на одном из автобусов Мосгортранса. Причины этого устанавливают эксперты, и они скоро станут известны. А когда еще были такие случаи? За последние десятилетия – единицы. Природный газ – и это доказано многолетней мировой практикой – самое безопасное моторное топливо в эксплуатации, пожаре, ДТП.

Технически любой автомобиль можно перевести на газомоторное топливо? И бензиновый и дизельный?

И бензиновые, и дизельные двигатели внутреннего сгорания могут быть переоборудованы для использования природного газа. 

Еще один миф связан с громоздкостью газового баллона, который устанавливается в автомобиль при переводе на газомоторное топливо. Действительно ли это так?

Баллон, конечно, занимает часть объема. Однако при трехкратной разнице в цене на топливо (тридцать с лишним рублей за литр бензина или дизельного топлива и десять рублей за "кубик" газа) можно потерпеть это неудобство. Да и не каждый день возят в багажнике мешки с картошкой или чемоданы. А если это такой критический показатель, как, допустим, для такси, то нужно покупать газовую машину заводского производства, в которой баллоны интегрированы в конструкцию машины и места в багажнике не занимают вообще.

Сколько в среднем стоит перевести личный автомобиль на газомоторное топливо?

Цена на переоборудование вполне приемлема. Для легковых пассажирских автомобилей в диапазоне 25 000 - 50 000 руб. Для легковых коммерческих - от 25 000 до 75 000 руб. Для тяжелой техники от 100 000 до 500 000 руб.

Сказываются ли климатические особенности на использовании газомоторного топлива? Не боится ли газомоторное оборудование сильных морозов или жары?

Автомобили на природном газе заводятся на морозе и жаре лучше, чем их аналоги на нефтяном топливе.