Неделя 8 - 12 апреля: ключевые темы газовой повестки от PRO-GAS.RUВ России В центре внимания в российской газовой повестке дня на минувшей неделе стало обсуждение перспектив развития экспорта СПГ из России. В правительстве РФ признают, что в ближайшем будущем рынок СПГ будет расти и чиновники пытаются активизировать процесс наработки решений в данном направлении. Так, глава министерства энергетики Александр Новак выступил сразу с несколькими заявлениями эту тему:
Что касается российских СПГ-проектов, то «Роснефть» все больше пытается потеснить «Газпром» на этом рынке и уже заявила о своих намерениях построить на Сахалине второй завод СПГ к 2019 году. Глава компании Игорь Сечин торопится с принятием решения, объясняя это тем, что «окно» для поставки СПГ на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона «открывается в ближайшее время, начиная с 2015 года, и нужно успеть начать поставки сахалинского сжиженного газа». Первая очередь может составить 5 млн т в год, и она будет опираться только на ресурсную базу «Роснефти». В качестве ресурсной базы для второй очереди компания рассматривает проект «Сахалин-1». В качестве партнеров «Роснефти» в этом проекте выступит Exxon и компании Южной Кореи. Однако Владимир Путин раскритиковал подход правительства Сахалинской области и компании «Роснефть» к планированию строительства мощностей по производству сжиженного природного газа. Президент считает, что в данном случае нужно рассмотреть варианты с привлечением различных энергетических компаний, а не только пользоваться монополией «Роснефти». В. Путин предложил обратить внимание на другие территории для строительства завода, а также распорядился, чтобы газ, добываемый на месторождении «Сахалин-1», принадлежащем «Роснефти», направлялся для удовлетворения потребностей в сырье сахалинского завода «Газпрома» по производству СПГ. По его словам, необходимо исходить из того, чтобы СПГ-проекты, в том числе на Сахалине, не были взаимоисключающими, а дополняли бы друг друга с целью совместного освоения АТР. Конфликты госкомпаний и «бюрократические игры» ведут к задержке ввод новых СПГ-мощностей в России, из-за чего страна рискует не успеть занять свою долю на мировом рынке. Кроме того, на прошлой неделе вновь заявила о себе тема использования газа в качестве автомобильного топлива. Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности выступил за развитие рынка газомоторного топлива в России. Он считает, что нельзя игнорировать мировые тренды. Автомобили на природном газе являются одним из самых перспективных видов транспорта, потому что вдвое экономичнее дизельных и бензиновых. Однако сейчас на природном газе в стране работают 90 тыс. машин, тогда как автопарк России составляет 50,5 млн. В этой связи Д. Медведев намерен дать правительству поручение о подготовке предложений по развитию отечественного рынка газомоторного топлива. Кроме того, стало известно, что с мая 2013 года «Газпром» станет эксклюзивным поставщиком газомоторного топлива для Volkswagen Motosport (серия гонок, проводимая на автомобилях, работающих на природном газе). «Газпром» считает данный вид бизнеса одним из приоритетных направлений развития компании, в том числе на зарубежных рынках. В этой связи соглашение с Volkswagen является логичным продолжением усилий концерна по расширению использования газомоторного топлива в Европе. Снова продолжила развиваться тема строительства новых трубопроводов для европейских потребителей. Во-первых, компания Nord Stream AG, которая занимается обслуживанием газопровода, сообщила, что новые ветки «Северного потока» могут быть введены в эксплуатацию в 2017-2018 годах. Это увеличит пропускную способность труб, направленных в Европу, еще на 55 млрд куб. м. Более того, «Газпром» и голландская Gasunie уже предварительно договорились о строительстве четвертой ветки газопровода Nord Stream, которая может пойти в Великобританию через Нидерланды. Сроки принятия решения и начала строительства, а также возможная доля Gasunie не сообщаются, а ключевым вопросом для «Газпрома» является подписание долгосрочного контракта о поставках газа с британскими партнерами. Во-вторых, стало известно, что «Южный поток» оборачивается для «Газпрома» все большими затратами. Из-за бюджетного дефицита в Сербии газовая монополия вынуждена взять на себя финансирование строительства трубопровода в республике, вернув себе впоследствии «сербскую часть» инвестиций за счет вычета этих средств из тарифа за прокачку газа. Между тем, стало известно, что инвестрешение по другому – болгарскому - участку «Южного потока» может быть пересмотрено. О необходимости еще раз «рассмотреть детали этого инвестиционного проекта» заявил глава временного правительства Болгарии Марин Райков, настаивая, что прежние власти согласились на участие в проекте на невыгодных условиях. Для «Газпрома» – это очередной риск сорвать строительство сухопутного участка на территории страны. По плану работы должны начаться уже летом этого года. Из других вопросов развития взаимоотношений России в газовой сфере с другими странами, следует отметить новость о том, Литва может получить скидку на российский газ в размере 20%. Взамен «Газпром» просит продлить до 2020 года действующий договор о поставках и гарантировать бесперебойный транзит газа в Калининградскую область. Основная цель «Газпрома» – добиться того, чтобы Литва не ввела в действие положения Третьего энергопакета ЕС. Однако предложение «Газпрома» вряд ли заинтересует Литву. Весь ход развития отношений «Газпрома» и литовских властей показывает, что они весьма жестко настроены по отношению к российской компании. Кроме того, учитывая возможность изменения конъюнктуры газового рынка, вряд ли Литву сильно привлечет соглашение с «Газпромом» на столь долгий срок. В мире Традиционный газ
Сланцевый газ
Сжиженный газ
|