Плавучие СПГ-проекты - лучшее решение для Африки


19.12.2018

Неизбежное принятие окончательного инвестиционного решения по принадлежащему Kosmos Energy и BP проекту плавучего СПГ-завода Tortue в акватории Мавритании и Сенегала, подчеркивает растущие амбиции Африки в сфере СПГ.

Проект нацелен на получение первого газа с плавучей платформы в 2022 году. Он предполагает, что растущий экспорт природного газа из Африки не будет поступать с обширных наземных СПГ-терминалов, на которых был сосредоточен основной интерес в последние годы. Вместо этого в открытом море на якорь будут поставлены новые суда для сжижения природного газа, который затем будет отправлен непосредственно на внешние рынки. Это позволит усилить присутствие Африки на мировом рынке СПГ, меняя баланс сил на нем.

Несмотря на то, что концепция FLNG - сжижение газа с морских месторождений в СПГ - существует уже несколько десятилетий, пока в мире существует лишь несколько объектов, введенных в эксплуатацию. Среди стран, где имеются такие объекты, стоит отметить Камерун. Судно СПГ Hilli Episeyo, пришвартованное в 14 км от южного портового города Криби, экспортировало свой первый груз в мае прошлого года. Этот проект также послужил новаторским подтверждением концепции, поскольку Hilli является первой попыткой преобразовать танкер СПГ в плавучий СПГ-завод.

В другом месте континента, в Мозамбике, в конце прошлого года Eni согласовала проект Coral South на сумму $4,7 млрд. Компания планирует запустить в эксплуатацию производственное судно FLNG к 2021 году. Coral South важен еще и потому, что это первый профинансированный проект FLNG в Африке. Он поддерживается консорциумом из 15 международных банков и пяти экспортно-кредитных агентств (ECAs). «Скорее всего, это будет образец для подражания будущим СПГ-проектам в Мозамбике», - говорит глава отдела по нефти и газу в Южной Африке в Standard Bank Пол Эрдли-Тейлор (Paul Eardley-Taylor). «Глубина воды и условия моря умеренные, а географическое положение благоприятствует рынкам Латинской Америки и Европы», - говорит он.

В свою очередь, FLNG обходится дешевле, чем строительство трубопроводов и береговых установок для сжижения. Например, компания Golar LNG заявила, что конверсия судна Hilli обошлась ей всего в $70 млн, что уложилось в рамки изначального бюджета. «Если на создание наземного объекта могут уйти миллиарды, то трансформировать старое судно СПГ, добавив к нему оборудование для регазификации, стоит совсем немного», - отмечает аналитик из международной юридической фирмы Mayer Brown Томас Мур (Thomas Moore). Об этом же говорится в недавнем отчете «Инвестирование в природный газ Африки: делать добро и делать хорошо», опубликованном Energy Futures Initiative (EFI), в котором подчеркивается «значительное сокращение расходов» при реализации проектов FLNG.

Но стоимость проектов FLNG - не единственное их преимущество. Также эта технология способна делать жизнеспособными маломасштабные проекты в Африке. Местное небольшое производство не нацелено на то, чтобы заполучить в клиенты гигантские предприятия в Японии или Южной Корее, но оно призвано обслуживать небольшие группы электростанций, для которых подходят более неустойчивые и гибкие поставки. По словам Мура, одним из примеров является переключение электростанций на возобновляемые источники энергии, которые все еще нуждаются в резервных источниках. Мелкомасштабное производство также имеет другие преимущества на рынке СПГ с избыточной поставкой. Небольшие заводы могут помочь снизить затраты, а наличие дешевого газа поможет завоевать клиентов, говорит эксперт.

FLNG также предлагает альтернативу африканским проектам по сжижению природного газа в Африке, которые изо всех сил пытались заключить долгосрочные соглашения, необходимые для привлечения финансирования. Долгосрочные контракты являются ключом к финансированию проектов, потому что ECAs, банки и другие финансисты хотят обеспечить безопасность для крупных, авансированных средств, которые они предоставляют, но получение этих контрактов для африканских производителей оказалось сложной задачей.

По словам Эрдли-Тейлора из Standard Bank, запуск FLNG-проектов происходит быстрее, чем на суше: Coral South заработает как минимум на 12 месяцев раньше сухопутного проекта в Мозамбике, в отношении которого планируется принять окончательное инвестиционное решение только в 2019 году.

Хотя основная часть продукции предназначена для экспорта, FLNG также имеет важные последствия для неразвитого энергетического сектора Африки. Несмотря на обширные запасы природного газа на континенте, лишь немногие страны могут транспортировать газ на большие расстояния, а отсутствие сетевой инфраструктуры и трубопроводов привело к формированию системы локальной выработки электроэнергии. «Газовая инфраструктура в странах Африки к югу от Сахары скудна. Отсутствие крупного регионального рынка может привести к инвестиционной неопределенности и финансовым трудностям», - отмечается в отчете EFI. Тем не менее, FLNG предлагает другой способ транспортировки СПГ на локализованные рынки, где спрос на электроэнергию наиболее высок. «Можно расположить суда рядом с портовыми городами, близкими к потреблению электроэнергии», - говорит Мур.

Тем не менее, у этой новой разработки есть и недостатки. Плавучие СПГ-проекты не приносят добавочной стоимости, связанной с береговыми площадками, такими как основные инвестиции в инфраструктуру и побочное производство в промышленности удобрений и нефтехимии. Также очень важно найти подходящих партнеров и спонсоров, которые могут привнести ноу-хау и способствовать финансированию FLNG. Но идея, что плавучие СПГ-заводы могут стать решением для экспорта африканского СПГ, все больше завоевывает популярность. «Это действительно захватывающая вещь для Африки», - заключает Мур.

Global Trade Review, 12.12.2018