Новая волна СПГ-проектов уперлась в торговое противостояние между США и КитаемПеренос принятия окончательного решения по строительству экспортного СПГ-проекта на побережье США в Мексиканском заливе вызвала опасения, что торговое сражение США и Китая помешает усилиям по привлечению покупателей, необходимых для продвижения многомиллиардных объектов. США позиционируют себя как доминирующий поставщик сжиженного топлива. Тем более, что азиатские страны переходят с более грязных источников энергии, таких как уголь, к более экологически чистым. Одобрение в октябре гигантского СПГ-проекта в Канаде под руководством Royal Dutch Shell укрепило энтузиазм в отрасли во всей Северной Америке. Однако уже в конце октября этот оптимизм сменился разочарованием после того, как австралийская LNG Ltd отложила до следующего года принятие инвестиционного решения по строительству СПГ-завода в Луизиане из-за проблем в поиске китайских клиентов. Дело дошло до того, что банкиры и аналитики уже поставили под сомнение вопрос о том, сможет ли следующая волна проектов выдержать испытания вместе с инвесторами. «Рост спроса на СПГ в Китае - это самый большой рост спроса в мире. Но китайские покупатели чувствуют себя некомфортно, особенно когда правительство США рассматривает торговлю как средство оказания политического рычага», - сказал Боб Инесон (Bob Ineson), управляющий директор по североамериканскому природному газу в IHS Markit. Китай установил 10%-ные пошлины на импорт американского СПГ в прошлом месяце. До этого президент США Дональд Трамп ввел пошлины на китайские товары на сумму $250 млрд, а Китай в качестве ответных мер ввел пошлины на товары на сумму $110 млрд. В последние годы спрос на СПГ в Китае резко возрос в связи с тем, что в стране начались проблемы с экологией. Причем импорт увеличился почти в три раза с 2015 года. В прошлом году Китай обогнал Южную Корею в качестве второго в мире импортера СПГ. Этот бум, наряду с растущим спросом со стороны других азиатских стран, помог поглотить ожидаемый избыток СПГ и ускорил рост спотовых цен до четырехлетних максимумов, что привело к размораживанию инвестиций в новые проекты. Ожидается, что к середине 2020-х годов глобальный спрос на СПГ составит от 360 до 450 млн тонн, по сравнению с примерно 290 млн тонн в 2017 году. Учитывая ситуацию в Китае, подписание сделок с его компаниями считается обязательным для реализации крупных проектов. Но пошлины произвели охлаждающий эффект. По словам некоторых источников, Китай не будет подписывать долгосрочные контракты с производителями из США до тех пор, пока конфликт не будет разрешен. Это не очень хорошая новость, особенно если учесть, что в Северной Америке на пороге принятия решения о строительстве находится по меньшей мере шесть новых объектов, а к 2020 году общая сумма потенциального строительства может составить более $100 млрд. Первая волна американских СПГ-проектов смогла использовать недоиспользуемую инфраструктуру и дешевый газ, чтобы закрепиться на мировом рынке. Но, как отмечают эксперты Reuters, новички второй волны, такие как Tellurian Inc, NextDecade Corp и Venture Global LNG, сталкиваются с целым рядом проблем, начиная от финансирования и заканчивая ценообразованием контрактов на доступ к трубопроводам. С таким количеством участников в гонке большие объекты, реализуемые крупнейшими игроками, а также расширение существующих экспортных объектов, скорее всего, будут в лучшей позиции, чем новоиспеченные выскочки. В частности, такая ситуация будет благоволить таким энергетическим гигантам как Shell, Exxon Mobil Corp и Qatar Petroleum, все из которых имеют проекты в работе, а также Cheniere Energy, ведущая независимая американская компания в сфере СПГ. Недавно Shell и ее партнеры одобрили мега-проект LNG Canada стоимостью $31 млрд, обещающий производить уже до 2025 года 14 млн тонн СПГ в год с возможностью удвоить этот показатель. «Мой инстинкт подсказывает мне, что у крупных компаний есть ресурсы и договорные взаимоотношения, чтобы утвердить свои проекты, потому что это просто огромные проекты», - сказал Чарли Кон (Charlie Cone), аналитик по СПГ-сфере в энергетической компании Genscape. Главный исполнительный директор LNG Canada Энди Калиц (Andy Calitz) заявил на прошлой неделе, что конкуренты из США могут оказаться в подвешенной ситуации, пока Китай сохраняет свои пошлины. Это могло бы стать благом для крошечного канадского проекта Woodfibre LNG на западном побережье и Goldboro LNG на восточном побережье. Важно отметить, что покупатели не из Китая также осторожно относятся к долгосрочным сделкам из-за изменения торговой политики, отметил Инесон из IHS Markit. «Этот конфликт может привести к тому, что многие разработчики СПГ-проектов в США упустят это окно», - сказал он. Reuters, 29.10.2018 |