Таяние ледников в Арктике создает новые возможности для СПГ


06.09.2018

Ледяные шапки в Полярном круге тают в тревожном темпе, предупреждают ученые и экологи. Глобальное потепление приводит к тому, что большее количество ледниковых шапок отступает, открывая все большие территории морских вод в Арктике доступными для судоходства.

В результате появляется возможность для покупателей и продавцов энергоресурсов, особенно сжиженного природного газа (СПГ), использовать так называемый Северный морской путь, который сокращает время пути от проекта «Ямал СПГ» в России до Азии по сравнению с Южным морским путем через Суэцкий канал.

В этом году рекордные температуры в северном полушарии способствовали увеличению таяния льда, и ожидается, что минимальная протяженность морского льда будет одной из самых низких за последние четыре десятилетия, гласят данные со спутников.

В этом году объемы перевозок по Северному морскому пути увеличились, что стало причиной увеличения экспорта СПГ из России, сообщил начальник управления по логистике в Арктике Сергей Мурманов.

По словам Сергея Балмасова, руководителя Northern Sea Route Information Office, количество рейсов через Северный морской путь в этом году было примерно таким же, как и в прошлом году. Основное отличие по сравнению с 2017 годом - трафик СПГ из порта Сабетта. Этот порт российский производитель газа «Новатэк» использует для перевозки грузов с «Ямал СПГ» в Европу и Азию.

Данные Arctic Logistics, составленные Bloomberg, показывают, что к началу июля в общей сложности 34 танкера совершили рейс из Сабетты в Европу и один на восток. С начала июля еще два танкера СПГ отправили топливо в Азию.

Северный морской путь позволяет судам добираться до Азии за 15 дней через Берингов пролив, по сравнению с 30 днями по традиционному маршруту через Суэцкий канал, отметил представитель французской Total.

В середине июля «Новатэк» отмечал, что компания отправила свои первые грузы СПГ с «Ямал СПГ» в Китай через Северный морской путь, при этом рейс из Сабетты завершился за 19 дней по сравнению с 35 днями для традиционного восточного маршрута через Суэцкий канал и Малаккский пролив.

«Северный морской путь обеспечивает более короткое время транспортировки и снижает затраты, что играет ключевую роль в развитии наших месторождений углеводородов на полуостровах Ямал и Гыдан», - сказал председатель правления Novatek Леонид Михельсон.

Поскольку летом в Арктике тает больше ледяных шапок, то сезон отгрузки в северных водах может начаться раньше и заканчиваться позже, чем в предыдущие годы, открывая больше дней или недель для кораблей по этому маршруту, сокращая расходы и время транспортировки.

По данным Национального центра данных по снегу и льду (NSIDC) при Университете Колорадо в Боулдере, после быстрого снижения в июле снижение уровня морского льда замедлилось в первые две недели августа. «Наша проекция на 2018 год для минимального уровня морского льда находится между четвертым и девятым минимумом на 39-летней спутниковой записи», отметили в NSIDC.

Этим летом на большей части северного полушария прокатилась волна тепла, а температура в северной Норвегии оставалась значительно выше среднего за несколько недель в июле и начале августа. В Банаке, на далеком севере Норвегии, температура достигла рекордных значений 90 градусов по Фаренгейту, по сравнению с его средней максимальной летней температурой 62 градуса по Фаренгейту.

Ученые приписывают более быстрое арктическое таяние льда и тепловые волны глобальному потеплению и изменению климата. Экологи предупреждают, что увеличение объемов трафика на арктических судоходных дорогах дополнительно будет способствовать отступлению ледяных шапок из-за выбросов черного углерода, эффект потепления которых в Арктике по крайней мере в три раза выше, говорит экологическая группа Clean Arctic Alliance. Когда корабли сжигают топливо, особенно тяжелый мазут, они выделяют так называемый «черный углерод», который поглощает тепло и оседает на льду и снегу, ускоряя их плавление. Международная морская организация (ИМО) обсудит вопрос о запрете использования мазута в Арктике, а в соответствии с Полярным кодексом в настоящее время судам рекомендуется не использовать мазут в Арктике.

Во всяком случае, отступление ледовых шапок в Арктике открывает более широкий судоходный путь для торговли энергоресурсами.

OilPrice.com, 01.09.2018