Покупатели СПГ нуждаются в новых производителях для удовлетворения будущего спроса


18.04.2018

Покупатели сжиженного природного газа (СПГ) стали «жирными и ленивыми» на ожиданиях избытка этого топлива. Теперь же они рискуют столкнуться с дефицитом в начале следующего десятилетия. Такое мнение было высказано одним из участников рынка СПГ на Азиатско-Тихоокеанском Конгрессе СПГ, организованном IBC в Сингапуре.

Ожидания покупателей были несколько иными. При этом некоторые из них признавали, что предыдущие прогнозы относительно большого профицита вряд ли материализуются, учитывая растущий спрос в нескольких азиатских странах, которые являются новыми для рынка СПГ. Но общий настрой тех, кто строит импортные терминалы и связанную с этим инфраструктуру, заключается в том, что производители СПГ должны участвовать в развитии рынков. В противном случае ожидаемого всплеска спроса может не произойти.

В Южной и Юго-Восточной Азии планируются или разрабатываются как минимум 14 импортных терминалов СПГ, что, наряду с Китаем, дает основной оптимизм в отношении спроса на СПГ в следующем десятилетии. Однако характер этих проектов и связанная с ними инфраструктура могут дать некоторый повод призадуматься тем, кто считает, что будущий спрос съест любой избыток СПГ.

К примеру, Пакистан планирует построить новый импортный потенциал мощностью 9 млн тонн в год, удвоив его нынешний потенциал, но это направление будет развиваться в основном частными операторами. Рынок нового СПГ в Пакистане также зависит от соответствующей инфраструктуры, такой как подключение бытовых потребителей в новых жилых комплексах и обеспечение строительства электростанций для замены неэффективных и все более дорогостоящих генераторов, работающих на мазуте.

В Индии дополнительный СПГ в основном ориентирован на промышленных и бытовых потребителей, а также на промышленность по производству удобрений. И в этом случае опять же ключевым фактором становится возведение соответствующей инфраструктуры для распределения повторно газифицированного СПГ.

Между тем, правительства стран Южной и Юго-Восточной Азии все больше сталкиваются с недостатком своих бюджетов при финансировании всей необходимой инфраструктуры. Недостающие деньги может предоставить только частный сектор.

Даже Китай, который в прошлом году увеличил спрос на СПГ на 46%, будет полагаться на более мелкие компании для увеличения спроса в ближайшие годы. Причем большая часть запланированных мощностей по приему импортного газа будет развиваться операторами, которые не связаны с государственными компаниями.

Импортеры СПГ хотят, чтобы производители помогали и даже развивали розничные бренды, так же как международные нефтяные компании создавали дистрибьюторские и розничные сети для таких продуктов как бензин и дизельное топливо.

Несмотря на то, что производители СПГ и торговые дома проявляют интерес к содействию развитию импортных мощностей у новых азиатских покупателей, этот интерес часто останавливается на самом терминале, а развитие инфраструктуры для конечного пользователя остается за внутренними операторами.

Такая ситуация приводит к созданию неокупаемых активов, когда строятся и развертываются объекты по импорту СПГ, главным образом плавучие терминалы для хранения и регазификации СПГ (FSRU), однако отсутствует возможность распределения природного газа, даже если спрос на него существует.

ПРОЕКТЫ СПГ НУЖДАЮТСЯ В НОВОМ МЫШЛЕНИИ

С другой стороны, возникает риск того, что поставки СПГ могут оказаться недостаточными к середине следующего десятилетия, главным образом из-за позиции покупателей.

Удвоение мощностей СПГ в период с 2015 по 2020 год, созданное волной новых проектов в основном в Австралии и США, привело к изменению поведения покупателей. Теперь потребители СПГ в Азии не готовы заключать долгосрочные, привязанные к нефти и ограниченные по назначению контракты. Вместо этого им нужны краткосрочные или даже спот-сделки, а цены должны быть привязаны к бенчмаркам природного газа, таким как американский Henry Hub.

Долгосрочные контракты, которые были особенностью рынка, помогли поддержать финансирование, необходимое для развития новых мощностей. Смена же ситуации на рынке закономерно привела к резкому падению числа вынесенных окончательных инвестиционных решений для новых предприятий.

Покупатели СПГ в течение последних нескольких лет занимали на рынке доминирующее положение, пользуясь избытком предложений. Между тем, теперь они рискуют оказаться в ситуации, когда им нужно будет спешить со сделками, уподобляясь, тем самым, посетителям в баре, которые бросились перед закрытием заказывать последние напитки.

Наиболее вероятный способ устранения расхождений во взглядах между покупателями и продавцами заключается в том, чтобы производители СПГ признали, что им, возможно, придется больше сотрудничать со своими клиентами, принимая краткосрочные, гибкие и более мелкие контракты.

Покупатели должны понять, что они больше не держат кнут в руке, и им придется в своих собственных интересах начать совершать такие сделки, которые позволят увеличить предложение СПГ.

А финансисты, такие как банки и агентства по развитию, также должны скорректировать свое мышление, поскольку старый мир нескольких крупных покупателей, совершивших многолетние сделки, чтобы поддержать новый завод по производству СПГ, теперь ушел. Вместо этого новый порядок, вероятно, будет заключаться в том, что в проектах будут участвовать многочисленные клиенты, которым нужны будут более короткие сроки и более низкие объемы.

Reuters, 12.04.2018