Индонезия откладывает обязательства по импорту СПГВысокопоставленные чиновники государственной нефтяной компании Pertamina в Индонезии недавно заявили, что к 2020 году страна станет нетто-импортером СПГ. Их оптимизм по поводу того, насколько быстро растет спрос Индонезии на СПГ, вызвал удивление некоторых наблюдателей в отрасли. Поставки СПГ на архипелаг не будут перевешивать его экспорт ни к 2020 году, ни через несколько лет после этого. Вот почему. Индонезия является одним из ведущих мировых экспортеров СПГ в течение четырех десятилетий. Хотя зарубежные поставки в настоящее время находятся на пике, подстегивающая импорт динамика внутреннего спроса на СПГ имеет все возможности, чтобы догнать их. Экспортно-ориентированный В 1977 году страна загрузила свой первый СПГ-груз на заводе Bontang в Восточном Калимантане, а к 1984 году Индонезия обогнала Алжир, став ведущим экспортером СПГ в мире. Поставки с Bontang и Arun, второго завода по сжижению в стране, в 1988 году составили почти 40% мировой торговли СПГ. Индонезийский экспорт СПГ достиг пика в 1999 году, составив уровень в 28,5 млн. тонн в год. Страна оставалась ведущим поставщиком СПГ в мире до 2006 года, когда Катар перехватил это место. Количество грузов, отгружаемых с Bontang и Arun, начало сокращаться с начала нового тысячелетия в связи с сокращением запасов газа на месторождениях. Снижение объема производства на этих двух заводах по сжижению было в некоторой степени компенсировано двумя новыми экспортными терминалами. В 2009 году было открыто предприятие Tangguh с 7 линиями в Западном Папуа, а в 2015 году была введена в эксплуатацию установка Donggi Senoro на острове Сулавеси. Производство СПГ на 40-летнем заводе Bontang, где в настоящее время эксплуатируются только четыре из восьми первоначальных линий, за последний год получил мощный импульс благодаря подаче газа с недавно открытого месторождения Jangkrik. Jangkrik был введен в эксплуатацию раньше, чем планировалось, и при более высокой производительности, чем первоначально предполагалось. Первый груз с завода Bontang с использованием газа из нового месторождения был отправлен в июне 2017 года в Benoa - терминал на острове Бали, в котором используется небольшое плавучее хранилище (FSU) и плавучая единица регазификации (FRU) для приема и обработки СПГ. Предполагается, что производство СПГ в Индонезии будет увеличено за счет дополнительного производства на заводах Tangguh и Sengkang LNG, нового мелкомасштабного проекта, который разрабатывается Energy World Corp (EWC). После принятия BP окончательного инвестиционного решения в июле 2016 года на Tangguh стала строится третья линия. Отгрузки должны начаться в 2020 году. По меньшей мере 40% СПГ с 3-й линии предназначено для внутренних индонезийских клиентов. Как заявляет EWC, первая фаза строительства терминала Sengkang LNG, выполнена на 80%. Объект начнет свою работу после того, как будет достигнуто соглашение с государственной компанией по распределению электроэнергии Perusahaan Listrik Negara на поставку СПГ местным пользователям. При условии заключения дальнейших договоров купли-продажи может быть построено еще три дополнительные линии. Внутренний спрос на СПГ В рамках усилий по сокращению расходов на топливо и по уменьшению загрязнения окружающей среды правительство Индонезии намерено в максимально возможной степени заменить дизельное топливо на природный газ при генерации электроэнергии и в промышленности. Другая цель - увеличить производство отечественных удобрений с использованием природного газа в качестве исходного сырья. В этом стремлении необходимо скорректировать систему энергоснабжения страны. Дело в том, что доставка газа из богатой ресурсами восточной части архипелага на основные западные рынки на островах Ява и Суматра представляет собой серьезную логистическую проблему. СПГ предлагает лучшее решение для нее, поскольку страна состоит из 14 000 островов, которые простираются более чем на Однако удовлетворение растущего спроса страны на СПГ сопровождается сопутствующими расходами на обеспечение необходимой инфраструктуры. Кроме того, для достижения оптимального баланса между отечественным газом, продолжающимся экспортом СПГ и началом импорта из-за рубежа, необходим тщательный анализ. Необходимая инфраструктурная матрица включает в себя не только крупные принимающие объекты для основных рынков, но и небольшие терминалы для обслуживания более отдаленных и изолированных общин. В настоящее время Индонезия располагает четырьмя терминалами для приема СПГ с суммарной регазификационной способностью 9,5 млн тонн. Два - Nusantara Regas Satu и PGN FSRU Lampung - это плавучие единицы хранения и регазификации (FSRU). Третий - бывший экспортный объект Arun, который теперь переконфигурирован, а четвертый - установка Benoa FSU/FRU. Завод Nusantara Regas Satu - это переоборудованный газовоз вместимостью Завод Arun на севере Суматры экспортировал свои последние грузы для СПГ в октябре 2014 года и через четыре месяца вновь открылся в качестве терминала, но уже для приема СПГ. Первая отгрузка на объекте Benoa на Бали состоялась в мае 2016 года. Планируется строительство еще нескольких сооружений для приема СПГ. Уже был представлен ряд предлагаемых терминалов, большинство из которых являются проектами FSRU или FSU с графиком ускоренного завершения работ. Именно эта амбициозная программа привела к заявлениям о том, что к 2020 году Индонезия станет нетто-импортером СПГ. Недавние события показали, что эта точка зрения чрезмерно оптимистична. Прогресс со всеми новыми схемами был медленным, и большинство из них по-прежнему находится на ранней стадии согласования, поскольку еще предстоит завершить вопросы с закупкой газа, механизмами логистики и участниками. Первым из новых приемных терминалов, которые могут быть реализованы, является газовая электростанция Jawa 1 в Чиламайе на северо-западной Яве, в Роль импорта СПГ Производство СПГ в Индонезии в 2016 году составило 19,9 млн тонн, из которых 16,7 млн тонн, или 84%, было экспортировано и 3,2 млн тонн отправлено на внутренние терминалы. Ожидается, что объем производства СПГ в стране останется стабильным, по крайней мере, до начала 2020-х годов и, вероятно, значительно дольше. Экспорт Индонезии опирается на долгосрочные соглашения о купле-продаже СПГ с зарубежными покупателями. Истечение срока действия нескольких из этих контрактов в последние годы позволило увеличить объемы как на спотовом, так и на внутреннем рынках. За последние годы примерно 25% продукции было продано на краткосрочной основе, в то время как все местные потребности в СПГ на сегодняшний день удовлетворяются за счет отечественных установок по сжижению. Импорт СПГ, как таковой, еще не начался. Pertamina рассчитывает получить 47 СПГ-грузов с завода Bontang для поставки в 2018 году по сравнению с 36 грузами в 2017 году. В связи с отсутствием заметного роста внутреннего спроса в этом году и ввиду привлекательной цены, которую платят зарубежные покупатели, большая часть этих грузов, как ожидается, будет продаваться на международном спотовом рынке. В ожидании необходимости импорта СПГ в будущем Pertamina ранее подписала три долгосрочных соглашения, с Cheniere, ExxonMobil и Woodside, охватывающих в совокупности поставки объемом 4 млн тонн, начиная с 2018 года. Однако из-за более медленного, чем ожидалось, роста внутреннего спроса и гибкости, присущей экспортным сделкам в США, Pertamina заключает своп-сделки для некоторых американских грузов СПГ, которые она будет покупать. Энергетическая компания также стремится укрепить свои собственные варианты продаж СПГ, не в последнюю очередь путем развития своего присутствия на международном рынке. В настоящее время ведутся переговоры с покупателями газа в Индии и Бангладеш о поставках грузов Pertamina на новые терминалы в двух странах. Индонезия, население которой составляет 260 млн человек, является крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии. Рост спроса на электроэнергию составляет около 9% в год, что является самым высоким показателем в регионе. СПГ предлагает гибкое решение для многих логистических проблем в сфере обеспечения энергоснабжения страны. Без сомнения, некоторые объемы импорта СПГ начнут появляться в ближайшие годы, но на данный момент нет никаких признаков того, что Индонезия станет крупнейшим импортером СПГ до 2025 года. LNG World Shipping, 24.01.2018 |