Индонезия откладывает обязательства по импорту СПГ


29.01.2018

Высокопоставленные чиновники государственной нефтяной компании Pertamina в Индонезии недавно заявили, что к 2020 году страна станет нетто-импортером СПГ. Их оптимизм по поводу того, насколько быстро растет спрос Индонезии на СПГ, вызвал удивление некоторых наблюдателей в отрасли.

Поставки СПГ на архипелаг не будут перевешивать его экспорт ни к 2020 году, ни через несколько лет после этого. Вот почему.

Индонезия является одним из ведущих мировых экспортеров СПГ в течение четырех десятилетий. Хотя зарубежные поставки в настоящее время находятся на пике, подстегивающая импорт динамика внутреннего спроса на СПГ имеет все возможности, чтобы догнать их.

Экспортно-ориентированный

В 1977 году страна загрузила свой первый СПГ-груз на заводе Bontang в Восточном Калимантане, а к 1984 году Индонезия обогнала Алжир, став ведущим экспортером СПГ в мире. Поставки с Bontang и Arun, второго завода по сжижению в стране, в 1988 году составили почти 40% мировой торговли СПГ.

Индонезийский экспорт СПГ достиг пика в 1999 году, составив уровень в 28,5 млн. тонн в год. Страна оставалась ведущим поставщиком СПГ в мире до 2006 года, когда Катар перехватил это место.

Количество грузов, отгружаемых с Bontang и Arun, начало сокращаться с начала нового тысячелетия в связи с сокращением запасов газа на месторождениях.

Снижение объема производства на этих двух заводах по сжижению было в некоторой степени компенсировано двумя новыми экспортными терминалами. В 2009 году было открыто предприятие Tangguh с 7 линиями в Западном Папуа, а в 2015 году была введена в эксплуатацию установка Donggi Senoro на острове Сулавеси.

Производство СПГ на 40-летнем заводе Bontang, где в настоящее время эксплуатируются только четыре из восьми первоначальных линий, за последний год получил мощный импульс благодаря подаче газа с недавно открытого месторождения Jangkrik.

Jangkrik был введен в эксплуатацию раньше, чем планировалось, и при более высокой производительности, чем первоначально предполагалось. Первый груз с завода Bontang с использованием газа из нового месторождения был отправлен в июне 2017 года в Benoa - терминал на острове Бали, в котором используется небольшое плавучее хранилище (FSU) и плавучая единица регазификации (FRU) для приема и обработки СПГ.

Предполагается, что производство СПГ в Индонезии будет увеличено за счет дополнительного производства на заводах Tangguh и Sengkang LNG, нового мелкомасштабного проекта, который разрабатывается Energy World Corp (EWC).

После принятия BP окончательного инвестиционного решения в июле 2016 года на Tangguh стала строится третья линия. Отгрузки должны начаться в 2020 году. По меньшей мере 40% СПГ с 3-й линии предназначено для внутренних индонезийских клиентов.

Как заявляет EWC, первая фаза строительства терминала Sengkang LNG, выполнена на 80%. Объект начнет свою работу после того, как будет достигнуто соглашение с государственной компанией по распределению электроэнергии Perusahaan Listrik Negara на поставку СПГ местным пользователям. При условии заключения дальнейших договоров купли-продажи может быть построено еще три дополнительные линии.

Внутренний спрос на СПГ

В рамках усилий по сокращению расходов на топливо и по уменьшению загрязнения окружающей среды правительство Индонезии намерено в максимально возможной степени заменить дизельное топливо на природный газ при генерации электроэнергии и в промышленности. Другая цель - увеличить производство отечественных удобрений с использованием природного газа в качестве исходного сырья.

В этом стремлении необходимо скорректировать систему энергоснабжения страны. Дело в том, что доставка газа из богатой ресурсами восточной части архипелага на основные западные рынки на островах Ява и Суматра представляет собой серьезную логистическую проблему. СПГ предлагает лучшее решение для нее, поскольку страна состоит из 14 000 островов, которые простираются более чем на 5 100 км с востока на запад и 1800 км с севера на юг.

Однако удовлетворение растущего спроса страны на СПГ сопровождается сопутствующими расходами на обеспечение необходимой инфраструктуры. Кроме того, для достижения оптимального баланса между отечественным газом, продолжающимся экспортом СПГ и началом импорта из-за рубежа, необходим тщательный анализ. Необходимая инфраструктурная матрица включает в себя не только крупные принимающие объекты для основных рынков, но и небольшие терминалы для обслуживания более отдаленных и изолированных общин.

В настоящее время Индонезия располагает четырьмя терминалами для приема СПГ с суммарной регазификационной способностью 9,5 млн тонн. Два - Nusantara Regas Satu и PGN FSRU Lampung - это плавучие единицы хранения и регазификации (FSRU). Третий - бывший экспортный объект Arun, который теперь переконфигурирован, а четвертый - установка Benoa FSU/FRU.

Завод Nusantara Regas Satu - это переоборудованный газовоз вместимостью 125 000 м3 в Ханнуре. Управляемое компанией Golar судно было запущено в эксплуатацию в заливе Джакарты в мае 2012 года. Что касается PGN FSRU Lampung, то это FSRU нового поколения FSRU вместимостью 170 000 м3, который эксплуатировался компанией Höegh LNG, а два года спустя разместился на южном побережье Суматры.

Завод Arun на севере Суматры экспортировал свои последние грузы для СПГ в октябре 2014 года и через четыре месяца вновь открылся в качестве терминала, но уже для приема СПГ. Первая отгрузка на объекте Benoa на Бали состоялась в мае 2016 года.

Планируется строительство еще нескольких сооружений для приема СПГ. Уже был представлен ряд предлагаемых терминалов, большинство из которых являются проектами FSRU или FSU с графиком ускоренного завершения работ. Именно эта амбициозная программа привела к заявлениям о том, что к 2020 году Индонезия станет нетто-импортером СПГ.

Недавние события показали, что эта точка зрения чрезмерно оптимистична. Прогресс со всеми новыми схемами был медленным, и большинство из них по-прежнему находится на ранней стадии согласования, поскольку еще предстоит завершить вопросы с закупкой газа, механизмами логистики и участниками.

Первым из новых приемных терминалов, которые могут быть реализованы, является газовая электростанция Jawa 1 в Чиламайе на северо-западной Яве, в 110 км к востоку от Джакарты. Для проекта компанией Samsung Heavy Industries было заказано FSRU вместимостью 170 000 м3, способное регазифицировать 3 млн тонн СПГ. Завод планирует начать работу в 2021 году.

Роль импорта СПГ

Производство СПГ в Индонезии в 2016 году составило 19,9 млн тонн, из которых 16,7 млн тонн, или 84%, было экспортировано и 3,2 млн тонн отправлено на внутренние терминалы. Ожидается, что объем производства СПГ в стране останется стабильным, по крайней мере, до начала 2020-х годов и, вероятно, значительно дольше.

Экспорт Индонезии опирается на долгосрочные соглашения о купле-продаже СПГ с зарубежными покупателями. Истечение срока действия нескольких из этих контрактов в последние годы позволило увеличить объемы как на спотовом, так и на внутреннем рынках.

За последние годы примерно 25% продукции было продано на краткосрочной основе, в то время как все местные потребности в СПГ на сегодняшний день удовлетворяются за счет отечественных установок по сжижению. Импорт СПГ, как таковой, еще не начался.

Pertamina рассчитывает получить 47 СПГ-грузов с завода Bontang для поставки в 2018 году по сравнению с 36 грузами в 2017 году. В связи с отсутствием заметного роста внутреннего спроса в этом году и ввиду привлекательной цены, которую платят зарубежные покупатели, большая часть этих грузов, как ожидается, будет продаваться на международном спотовом рынке.

В ожидании необходимости импорта СПГ в будущем Pertamina ранее подписала три долгосрочных соглашения, с Cheniere, ExxonMobil и Woodside, охватывающих в совокупности поставки объемом 4 млн тонн, начиная с 2018 года. Однако из-за более медленного, чем ожидалось, роста внутреннего спроса и гибкости, присущей экспортным сделкам в США, Pertamina заключает своп-сделки для некоторых американских грузов СПГ, которые она будет покупать.

Энергетическая компания также стремится укрепить свои собственные варианты продаж СПГ, не в последнюю очередь путем развития своего присутствия на международном рынке. В настоящее время ведутся переговоры с покупателями газа в Индии и Бангладеш о поставках грузов Pertamina на новые терминалы в двух странах.

Индонезия, население которой составляет 260 млн человек, является крупнейшей экономикой в Юго-Восточной Азии. Рост спроса на электроэнергию составляет около 9% в год, что является самым высоким показателем в регионе.

СПГ предлагает гибкое решение для многих логистических проблем в сфере обеспечения энергоснабжения страны. Без сомнения, некоторые объемы импорта СПГ начнут появляться в ближайшие годы, но на данный момент нет никаких признаков того, что Индонезия станет крупнейшим импортером СПГ до 2025 года.

LNG World Shipping, 24.01.2018