Австралия будет импортировать СПГ или когда нелогичное имеет смысл


22.11.2016

Иногда, казалось бы, нелогичное на самом деле имеет смысл. Возьмем случай с Австралией, которая нацелена стать крупнейшим в мире экспортером сжиженного природного газа (СПГ), но одновременно она также может начать импортировать это топливо.

Австралия находится в завершающей стадии окончания строительства многих СПГ-проектов стоимостью более $180 млрд, которые к концу следующего года.позволят стране обогнать Катар в качестве крупнейшего в мире поставщика СПГ. Когда будет завершен последний из восьми новых объектов, Австралия будет иметь 10 проектов, способных производить около 85 млн тонн СПГ в год.

Учитывая огромный рост производства СПГ в Австралии, кажется невероятным, что она должна импортировать топливо для удовлетворения внутренних потребностей. Однако именно такой вариант рассматривает AGL Energy, один из крупнейших в Австралии продавцов природного газа и электроэнергии. В частности, 14 ноября компания сообщила о намерении потратить $17 млн австралийских долларов ($12,8 млн) на технико-экономическое обоснование, касающеся сооружения импортного терминала на юго-востоке страны, где располагается большая часть потребляющей газ промышленности.

Решение AGL демонстрирует, что Австралия сталкивается с рядом обстоятельств, когда экономические реалии сталкиваются с географией и политикой.

1. Во-первых, экономические реалии. Строительство трех новых заводов СПГ в Квинсленде, на северо-восточном побережье страны, резко изменило баланс спроса и предложения вдоль густонаселенного восточного побережья. Эти три завода СПГ используют газ угольных пластов в качестве сырья, но они также способны делать врезки в существующую сеть трубопроводов, по которой транспортируется природный газ с месторождений в центральной части Австралии, Квинсленда и с морского пролива Басса между Викторией и Тасманией.

В соответствии с прогнозами AGL, на эти три объекта будет приходиться около 70% спроса на природный газ на восточном побережье к 2018 году. Это означает, что потребуется усиленная добыча и разведка, чтобы увеличить объемы производства на таком уровне, чтобы удовлетворить потребности заводов СПГ. Это также означает, что цены на внутреннем рынке станут более привязаны к мировым ценам СПГ на основе нетбэк (стоимость СПГ потребителям в Азии минус фрахт, сжижение и другие расходы).

На самом деле, это делает более вероятной перспективу при которой эти три завода СПГ забирать объемы природного газа, которые были бы доступны на внутреннем рынке, создавая потенциальную нехватку где-то около 2019 года.

2. Во-вторых, фактор географии. Хотя Австралия и является самым маленьким континентом в мире, это все-таки огромная страна, где месторождения природного газа находятся за тысячи километров (миль) от прибрежных городов, которые это топливо потребляют. Это означает, что необходимы трубопроводы для транспортировки природного газа, а эти резко увеличивает конечную стоимость газа для клиентов. Кроме того, нет полной уверенности, что инвесторы будут готовы вложиться в строительство трубопровода, если им не будут гарантированы высокие нормы прибыли. То есть внутренние цены должны быть значительно выше текущих азиатских цен на СПГ.

3. И, наконец, влияние политики. Лучшее решение для ослабления надвигающегося дефицита природного газа в юго-восточной Австралии - увеличение добычи в Виктории и Новом Южном Уэльсе, двух самых густонаселенных штатах Австралии. Однако правительство обоих штатов фактически запретило или ввело моратории на большую часть сектора разведки и добычи. В основном это было сделано, чтобы успокоить общественное мнение, которое все чаще выступает за коалицию сельскохозяйственных интересов и экологов, которые выступают против добычи природного газа как методом гидравлического разрыва пласта, так и из угольных пластов.

Политики из правоцентристской либеральной партии, которая правит в Новом Южном Уэльсе, и левоцентристской Лейбористской партии, которая контролирует Викторию, обнаружили, что проще умиротворить эти группы, чем развивать разведку.

Теперь понятно, почему AGL рассматривает возможное решение строительства терминала для импорта СПГ в крупнейшем в мире экспортере СПГ. Это позволило бы решить проблему потенциального дефицита природного газа на юго-востоке Австралии, вести конкуренцию с существующими игроками, держать цены, по крайней мере, на том уровне, при котором азиатские покупатели готовы были бы платить и позволить политикам держать умиротворенными шумные группы давления.

В целом, казалось бы, нелогичное на самом деле имеет смысл.

Reuters, 21.11.2016