Exxon выходит из крупного СПГ-проекта в Пакистане


  03.11.2017

Exxon Mobil вышла из крупного СПГ-проекта в Пакистане. Причиной выхода стали разногласия между шестью членами консорциума, планирующих проект в порту Карачи. Самое неприятное, что вслед за этой американской корпорацией уйти хотят Total и Mitsubishi. Об этом сообщили в правительственных кругах и отраслевых источниках.

Один из высокопоставленных правительственных чиновников Пакистана оценивает шансы на успех проекта, который должен был стать третьим и самым мощным из всех заявленных в стране, лишь на 10-20% из-за возникших разногласий.

Высокоразвитая трубопроводная сеть, обширный промышленный спрос и крупнейший парк автомобилей на природном газе после Китая и Ирана делают Пакистан легко доступным для СПГ, и официальные оценки показывают, что объемы импорта могут скакнуть в 5 раз, достигнув 30 млн тонн в год к 2022 году.

Инфраструктура СПГ-проекта должна включать плавучую регазификационную установку (FSRU), где СПГ будет преобразован обратно в газ для подачи в сеть страны.

Другими партнерами проекта являются Qatar Petroleum, крупнейший в мире производитель СПГ, турецкий разработчик Global Energy Infrastructure Limited (GEIL) и норвежская Hoegh LNG, который будет предоставлять FSRU.

И хотя Exxon выходит из проекта, она ведет переговоры о присоединении к другому, сказал Хасил Бизенджо (Hasil Bizenjo), министр по морским делам Пакистана, отвечающий за порты. «Они думают построить новый терминал в порту Касим», - сказал Бизенджо, добавив, что Mitsubishi и Total также ведут переговоры о приобретении доли в другом консорциуме.

Причиной выхода Exxon стало «наличие проблем с партнерами», в частности, с разработчиком GEIL, сказал один из источников. Теперь GEIL в панике, ведь у компании уже есть 20-летнее соглашение на поставку в Пакистан 2,3 млн тонн СПГ в год. Правительственные чиновники говорят о том, что ведутся переговоры о привлечении новых игроков в проект, в том числе, речь идет о швейцарском торговом доме Vitol.

И компаниям ни в коем случае нельзя затягивать строительство, ведь у него очень много конкурентов в Пакистане. Трейдеры Trafigura и Gunvor уже разрабатывают проекты по сжижению природного газа, делая ставку на рост будущих прибылей от торговли СПГ. Кроме того, ряд частных компаний также предлагают построить еще шесть терминалов для импорта СПГ в основном вокруг порта Касим.

К концу этого года должен быть введен в эксплуатацию второй терминал для импорта сжиженного природного газа. Если он будет запущен в срок и без сбоев, то эта южноазиатская страна не пострадает от зимней нехватки газа впервые за более чем 10 лет, считают официальные источники в сфере энергетики.

Reuters, 30.10.2017