Экспертное мнение о перспективах использования СПГ в качестве судового топлива на БалтикеПавел Шихов - заместитель генерального директора Российского морского регистра судоходства - По нашему мнению, спрос на сжиженный природный газ (СПГ) в качестве бункерного топлива будет расти в Балтийском регионе. Однако по нашим оценкам, какого-то революционного сдвига в потреблении СПГ ожидать не стоит. При всей привлекательности СПГ как топлива - его экологичности, низкой стоимости, не стоит забывать и о его недостатках. Прежде всего, они связаны с размещением емкостей для СПГ на судне, которые требуют большего пространства, чем емкости, предназначенные для традиционных видов судового топлива... Поэтому, вероятнее всего, потребителями СПГ станут суда, имеющие значительные незанятые пространства, такие как ледоколы, паромы, суда Ro-Ro. Эти суда, как правило, работают в приграничных районах и для них будет достаточно легко организовать бункеровку... До 2015 года бункеровка СПГ не будет иметь значительного роста, хотя к 2020 году и далее СПГ, безусловно, займет свою нишу, получив, возможно до 20% рынка бункеровочного топлива. На данный же момент, как нам видится, основная часть судовладельцев выберет путь установки систем очистки. Реализация данных сценариев будет зависеть от политики государства и поставщиков СПГ, которые должны вместе либо по отдельности выработать схемы, которые компенсировали бы разницу в стоимости судна, использующего в качестве топлива СПГ и судна, испольщующего системы очистки. Второй вопрос, который будет влиять на развитие ситуации - это вопрос уверенности судовладельцев в надежности поставок СПГ. Для перехода на СПГ существуют экономические, инфраструктурные и технические барьеры. Наименьшие из них, на наш взгляд - технические, поскольку в техническом плане этот вопрос достаточно хорошо урегулирован. А экономические барьеры - это, как уже говорилось, существенное уменьшение вместимости судна, высокая дополнительная стоимость постройки, неопределенность с ценой на СПГ. Дело в том, что рынка СПГ как топлива в России, по крайней мере на данный момент, не существует и нет определенности, сколько он будет стоить при поставке на судно. Инфраструктурные барьеры - самые большие. Должны быть созданы специальные бункерные компании, построены суда-газовозы для бункеровки, емкости для хранения и транспортировки, транспортная инфраструктура. Конечно, у многих компаний есть сомнения перед тем, как делать такие серьезные вложения, поскольку есть неопределенность со спросом. Portnews, 07.05.2013 |