Грузовики на СПГ помогут Китаю в войне со смогом


13.10.2017

Как-то утром в пыльном городе Ютиане, расположенном примерно в 140 км к востоку от Пекина, Су Мейкуан (Su Meiquan) забрел в автосалон, заполненный грузовиками, и приготовился приобрести новый автомобиль.

После нескольких лет вождения дизельного грузовика в транспортной компании он решил купить свой собственный автомобиль, заправляемый сжиженным природным газом (СПГ) и способный перевозить до 40 тонн грузов, таких как сталь или плиты из мрамора.

Су надеется, что грузовик на СПГ, являющийся более экологически чистым и дешевым в эксплуатации, чем дизельный, - станет краеугольным камнем его собственного бизнеса, проложив маршрут к западным окраинам Китая.

«Все говорят, что газ чище и выделяем меньше выбросов», - сказал он, подписав стопку документов в офисе автосалона. На стене были прикреплены фотографии гордых водителей, стоящих перед своими собственными грузовиками на СПГ.

Ожидается, что в этом году продажи крупных грузовиков, работающих на СПГ, достигнут рекордных уровней в Китае, поскольку правительство активизирует кампанию по борьбе с загрязнением окружающей среды, которая включает в себя ограничения на сверхмощные дизельные транспортные средства.

В настоящее время на грузовики на СПГ приходится около 4% от более 6 млн грузовых автомобилей, способных перевозить от 40 до 49 тонн товаров. Подавляющее большинство из 43 млрд тонн грузов, перевезенных по всему Китаю за прошлый год, приходится на автомобильный транспорт.

При этом спрос на грузовики на СПГ растет, поскольку компании и производители все чаще переходят на автомобили, которые работают на газе, который Пекин видит в качестве ключевой части своей войны против смога.

По словам Кэсси Лю (Cassie Liu), аналитика по грузовому транспорту в IHS Markit, продажи тяжелых грузовиков на СПГ выросли на 540% до почти 39 000 за первые семь месяцев этого года. Частично это объясняется запретом на использование дизельных грузовиков для перевозки угля в северных портах в таких провинциях, как Хэбэй и Шаньдун, а также в городе Тяньцзине.

«В этом году мы видим всплеск интереса к грузовым автомобилям на СПГ, благодаря политическому импульсу со стороны правительства», - сказал Му Лей, менеджер по маркетингу в China National Heavy Duty Truck Group, известный как Sinotruk, крупнейший в стране производитель тяжеловозов и грузовых автомобилей.

Немаловажно, что переход на такие транспортные средства поможет топливному спросу на сжиженный природный газ в Китае, а также другим мерам правительства, направленным на очистку воздуха, особенно на севере, который окутан опасным угольным смогом в течение большей части зимы. Так, одним из крупных проектов в этом направлении является прокладка газопровода к 1,4 млн домохозяйств на севере страны для того, чтобы зимой, помимо угля, для отопления ими стал использоваться и газ.

В то же время Китай, уже являющийся мировым потребителем СПГ в мире, замедлил импорт в этом году на 45%. Тем не менее, аналитики говорят, что такие китайские компании, как Jereh Group и ENN Energy Holding, которые строят заправочные станции для СПГ, и Zhangjiagang CIMC Sanctum Cryogenic Equipment Co., Ltd, специализирующаяся на танкерах СПГ, получат выгоду от газового бума.

Государственные ограничения на перегрузку грузов в прошлом году по соображениям безопасности также привели к всплеску продаж грузовиков. В следующем месяце Пекин также наложит ограничения на тысячи заводов на севере, использующих дизельные грузовики, заставив многих использовать больше железнодорожных вариантов и грузовых автомобилей на газовом топливе.

По данным отраслевого веб-сайта www.chinatruck.org, продажи новых грузовиков большой грузоподъемности, в том числе автомобилей с дизельным двигателем и СПГ, выросли на 75% в январе-августе до 768 214 штук. Причем по данным компаний, рост техники на дизельном топливе был мизерный по сравнению с ростом грузовиков на СПГ.

На прошлой неделе Sinotruk получил новые заказы на 1371 грузовик большой грузоподъемности, 900 из которых будут работать на СПГ. В первой половине этого года Sinotruk продала 5 200 грузовиков, работающих на газовом топливе, что на 650% больше, чем в прошлом году.

«Газовые грузовики являются более экологичными и более экономичными», - сказал генеральный менеджер частной транспортной компании Tianjin Shengteng Transport Company Лай Вэй (Lai Wei). Его компания планирует утроить свой парк перевозчиков на СПГ и довести до 100 единиц к концу этого года, добавив 65 новых грузовиков производства Shaanxi Heavy Duty Automobile Co. Ltd, крупнейшего в стране производителя автомобилей на СПГ. Также компания намерена сократить свой дизельный парк с 50 до 30 из-за новых правил выбросов в Тяньцзине, которые вступают в силу в этом месяце. Лай также обеспокоен тем, что в течение нескольких лет могут возникнуть дополнительные ограничения на дизельные грузовики.

Кроме того, в портах КНР будут допущены к работе только транспортные средства, отвечающие стандартам по выбросам, аналогичные стандартам Евро V для грузовых автомобилей и автобусов в Европе.

Китай, мировой лидер по поглощению энергии, хочет, чтобы газ, выбрасывающий в половину меньше углекислого газа в атмосферу по сравнению с углем, обеспечил к 2030 году 15% спроса на энергию по сравнению с 6% в настоящее время. Это усилие остановилось в 2014 году, поскольку спад цен на нефть поднял спрос на дизельное топливо. Но по мере того как цены на нефть выросли за последние 20 месяцев и достигли $50, продажи СПГ, особенно из Австралии и США, выросли.

По данным грузовых компаний, дизельное топливо в среднем стоит на 10-30% дороже, чем газ на китайских автозаправочных станциях. Для Су, нового владельца грузовика в Ютиане, о котором мы говорили вначале, цена является основной причиной перехода с дизеля на СПГ. Он планирует нанять двух водителей, которые будут курсировать 3500 километров между Ютианом и Урумчи в северо-западном регионе Синьцзян, чтобы перевозить стальные изделия на запад, а назад вести уголь и другие товары.

«Это действительно подходит для наших поездок, поскольку чем дольше поездка, тем больше вы сберегаете топливо на грузовике, работающем на сжиженном газе», - сказал он. Он заплатил 390 000 юаней за грузовик Sinotruk, что на 60 000 юаней больше, чем стоимость дизельного грузовика. «На обратном пути мы можем сэкономить 3000 юаней на топливе», - добавил он. «Это означает, что мы сможем в течение года окупить дополнительную стоимость транспортного средства».

Reuters, 08.10.2017